ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

virtualmuzei2

 ING

Главная

Десять экспонатов, ради которых стоит сходить в Ингушский Государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова

0I1A3824Скифcкий меч «Акинак», Аланская золотаяброшь, шапка амазонки, кольчуга вождя, шлем сарматского воина, очажная цепь, бронзовая птица, шашка Тарко-Хаджи Гарданова, кольчуга Хучбара, женский головной убор «Курхарс», национальный войлочный ковер - «Истинг» — вся история ингушей в бронзе, золоте, железе и парче проходит перед глазами тех, кто видит уникальные артефакты, собранные в музее.

Экскурсоводы обращают наше внимание на зубы и фрагменты бивня мамонта, окаменелую ракушку и морскую звезду — этим предметам, обнаруженным в ходе археологических раскопок на территории Ингушетии, миллионы лет.

Музей сегодня рассказывает об этих и других экспонатах, отражающих историю и культуру ингушского народа.

 0I1A3736Бронзовый орел «Эрзи» - символ всех Ингушей.

Бронзовый орел «Эрзи» передает пластику хищной птицы, крылья сложены на спине. На шейке орла выгравирована надпись на арабском языке, в переводе "Во имя Аллаха Всемилостливого, Всемилосердного". Ниже выбито имя мастера произведения Сулеймана и дата изготовления предмета-189 год хиджры, что соответствует 796-797 гг. христианского летоисчисления.

Загадку орла исследовали и доказали сотрудники музея краеведения восстановив историческую справедливость.

         Республика Ингушетия, наполненная древними уникальными памятниками истории, культуры и архитектуры, которая привлекает этот славный край знаменитых ученых и исследователей России и мира. Здесь находили необычные предметы седой старины, пополнившие коллекции и фонды музеев нашей огромной страны.

         Подлинник бронзового орла из Эрзи-символа всех Ингушей, находится в Эрмитаже, сегодня его там видят жители со всего мира и это очень значимо.

Его точная копия экспонируется и хранится в Ингушском государственном музее краеведения имени ТуганаМальсагова. Бронзовый орел внесен в герб Ингушского государственного музея краеведения им. Т. Мальсагова.

Магомет Сагов стал одним из инициаторов возвращения в музей краеведения копии бронзового орла в марте 2013 года. Эта копия выполнена в полном соответствии с оригиналом, единственная разница, это то, что в копии нет внизу отверстия, где она вставлялась на наведшие древка знамени, как штандарт.

         Орнамент и надписи на орле, стиль изготовления скульптуры уникальны. В лаборатории реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа под наблюдением Игоря Малкиеля экспонат был максимально приближен к оригиналу.

Передавая копию бронзового орла директору музея краеведения Магомету Сагову и Главе Республики Ингушетия директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал: «Нам приятно что частица Ингушетии - это частица мировой культуры, которая хранится у нас в государственном эрмитаже и его видят миллионы туристов со всего мира.

Глава РИ и директор музея краеведения М. Сагов поблагодарили его и отметили, что это знаменательное событие происходит в день единения Ингушетии с Россией.

«Эрзи» - орел представляет из себя небольшую фигурку птицы высотой более 38 см. с грозным грациозным видом. На туловище бронзовой птицы имеются инкрустации медью и серебром. На шейке орла выгравирована надпись на арабском языке «Во имя Аллаха Всемилостивого, Всемилосердного», и дата изготовления-189 год хиджры, что соответствует 796-797 годам Рождества Христова. Выбито имя мастера артефакта Сулеймана.

Этот орел был изготовлен в древнем арабском городе Басре, ныне находящемся на территории современного Ирака.

Долгие годы артефакт хранился в древнейшем Ингушском селе Эрзи горногоДжейрахского района, где жили представители почти всех Ингушских тейпов. Как передается, он находился у тейпа Мамиловых и найден там в XX веке среди 30 метровых башен селения Эрзи.

В начале XX века экспонат попал в коллекцию Ингушского музея краеведения г. Орджоникидзе (Владикавказ). После слияния Ингушской и Чеченской автономных областей в 1934 году, в 1936 году фигурку орла отправили в Чечено-Ингушский объединенный музей и из этого музея его сразу передали в Государственный Эрмитаж в отдел Востока в Санкт-Петербурге.

Существовало много вариантов того, чем именно являлся «Эрзи», были версии того, что он водолей, курильница, что не соответствует действительности. Этот древний боевой символ воинственного народа Галгаев (Ингушей) являлся штандартом народа.

         На статуэтке «Эрзи» отчетливо видны удары саблей и копьем. А значит, он не раз побывал в горячих сечах и рубках - рассказал Комсомольской правде «КП» директор музея Магомет Сагов в Государственном Эрмитаже во время церемонии передачи копии бронзового орла ему.

Магомет Сагов сказал корреспонденту «КП», что мы изучаем старинные архивы легенды, предания, и готовим письменный документ, в котором укажем истинное предназначение этого орла. Храниться документ будет с орлом в музее краеведения и с историческим формуляром.

Имеется также предания, что орел горцам достался в качестве боевого трофея после одной из побед над арабскими войсками, наступающими на Северный Кавказ.

-Предки Ингушей насадили добытый ими в нелегком бою трофей на древко своего стяга, уточнил М. Сагов. Но в Эрмитаже в 60-е годы на эти факты внимание не обратили, записали символ нашего народа под другими названиями, а не как штандарт. Скорее всего, таким образом хотели завуалировать принадлежность его Ингушскому народу.

Вот так историческая справедливость восстановлена.

 0I1A3776Шлем сарматского воина

Этот артефакт, которому, возможно, более четырех тысяч лет, был обнаружен во время раскопок древних могильников в горной части республики. Выполненный из бронзы шлем имеет форму конуса, снабжен полукруглым наконечником и украшен орнаментом. С двух сторон от козырька имеется по четыре отверстия для крепления забрала или нащечников. На козырьке с правой стороны есть вмятина, вероятно полученная в бою.

Музейщики утверждают, что похожий шлем найден в могиле воина на юге Воронежской области, а на всей территории бывшего СССР защитных шлемов подобного типа найдено всего четыре. Все они датируются II веком до н.э., то есть относятся к скифо-сарматской эпохе.

 DSC06118Аланская золотая брошь

Во время строительства Магаса в 1990-х годах было найдено много ювелирных изделий — вероятно, строители наткнулись на захоронение знатного аланского вождя гуннской эпохи. Среди обнаруженных украшений особую ценность представляет золотая брошь с драгоценными камнями. По оценке специалистов ей около 1,5 тысячи лет. Украшение в виде цветка в центре имеет отшлифованный выпуклый сердолик овальной формы, а сверху украшено геометрическим рисунком из золотой проволоки. Образованные проволокой ячейки в форме цветочных лепестков заполнены красной стекловидной пастой. Таких вставок на изделии более 120. С обратной стороны броши отчеканен четырехлепестковый цветок. Две медные застежки-булавки на четырех золотых креплениях свидетельствуют, что брошь была не просто украшением, но и застежкой на одежде. Не исключено, что она служила и защитой от дурного глаза.

 0I1A3683Очажная цепь

В экспозиции музея представлена железная очажная цепь XII—XVII веков, выполненная путем ковки. Она состоит из 15 звеньев общей длиной 218 сантиметров.

У предков ингушей цепь с крючком висела над очагом, который использовался и для отопления жилья, и для приготовления пищи. На крючок подвешивали котел, а длиной цепи регулировали силу жара. Очажная цепь имела и сакральное значение: она считалась священной и передавалась из поколения в поколение.

Любой из кровников, если ему удавалось дотронуться до очажной цепи, должен был быть принят как гость. У очага нельзя было ругаться, сыпать туда мусор и тушить его, ибо считалось, что «солнечный мир» и «подземный мир» соединяются именно через очаг и опорный столб.

IMG 0022Скифский меч акинак

Скифский железный меч «Акинак» относится к самым древним экспонатам музея — он датируется V1-V веками до н.э. Цельнокованый меч с обоюдоострым клинком, наваренной гардой в форме бабочки и с навершием в виде смотрящих друг на друга грифонов найден в 1995 году во время строительных работ на месте будущей столицы Ингушетииг.Магас.

Считается, что скифы носили акинаки с правой стороны, ближе к середине пояса и использовали их как колющее и рубящее оружие.

Шашка Тарко-Хаджи Гарданова

Это именное холодное оружие было подарено известному ингушскому религиозному деятелю, революционеру, герою гражданской войны Тарко-Хаджи Гарданову командующим Красной армией в Грозном Николаем Гикало.

На клинок нанесен орнамент в виде крестообразных насечек и инициалы «ТХ». Ножны шашки деревянные, оклеены черной кожей с шестью серебряными накладками, на которых выгравирован растительный орнамент. На обойме ножен надпись: «За преданность революции. Т. Х. Гарданов. Ревком. Гикало. 1918 г.».

У экспоната необычная судьба. Рассказывают, что после смерти Тарко-Хаджи шашка перешла к его сыну Зяудину. В 1937 году его задержали по доносу, а оружие конфисковали. Спустя десятки лет местный историк АлиханДозариев случайно обнаружил уникальную шашку в магазине сувениров. Именное оружие было идентифицировано, после этого выкуплено государством и передано в краеведческий музей.

 0I1A3708Особое место в музейной коллекции оружия занимает серебряный кинжал.

Вероятно, работа кубачинских мастеров XVI века. Рукоять стилизована под голову собаки. Ножны выполнены в виде сплошного серебряного футляра, украшенного, как и рукоять, гравировкой и гладкой чернью. Роскошный орнамент, контрастирующий с графическими чернеными рисунками, позволяет воспринимать и ножны, и рукоять как единое целое.

По легенде, кинжал был свидетелем исторического события. Летом 1561 года кабардинский князь Темрюк Идаров выдавал свою дочь Кученей, которая после крещения стала Марией, замуж за царя Ивана Грозного. На свадьбе в Кабарде присутствовала и делегация из Ингушетии. Темрюк подарил этот нож главе ингушской делегации Малсагу — основателю рода Мальсаговых. Со временем нож перешел к Орцха Карцхал Мальсагову, считающемуся одним из первых поселенцев Назрани. Краеведческому музею кинжал подарен его потомком, меценатом Магомедом Мальсаговым.

 0I1A3791Женский головной убор – «Курхарс»

Оригинальный женский головной убор в виде колпака с завернутым вперед рогом обнаружен известным археологом ДжабраиломЧахкиевым в могильнике в ингушском горном селении Пялинг. Курхарсы были традиционным атрибутом парадной одежды ингушских девушек и надевались только во время праздников и выходов в свет. Бытует также мнение, что курхарсы носили ингушские амазонки. На необычные головные уборы обратили внимание проезжавшие в XVIII веке через ингушские территории русские послы, которые написали, что местные женщины «носят на головах что роги в пол-аршина».

Экспонат датируется XVI—XVIII веками. Он выполнен из хлопчатобумажной ткани, войлока и парчи, отделан вышитой белым бисером тесьмой, украшен серебряной округлой бляхой. На курхарсе имеются две кожаные ленты с металлическими орнаментированными заклепками на концах.

         Этимология слова «курхарс» до конца не выяснена.

 2Кольчуга Евлоева Довти Хучбара

Железная кольчуга позднего средневековья принадлежала легендарному воину второй половины XVIII века, предводителю ингушской вооруженной дружины ДовтбиХучбару. Кольчуга выполнена в виде рубахи с короткими рукавами и четырехугольным воротом с разрезом и двумя крючками. Подол укорочен сзади и разрезан спереди. Рубаха сплетена из 20 тысяч колец диаметром в среднем 12 миллиметров. Причем кольца распределены таким образом, что более крупные и массивные приходятся на грудь и плечи, а менее массивные — на подол и рукава.

По преданию, такую кольчугу могли позволить себе только состоятельные и знатные горцы — как правило, известные наездники и предводители воинских дружин, поскольку за железную рубаху, в зависимости от ее качества, нужно было заплатить от 10 до 200 быков.

Национальный войлочный ковер — истинг

 0I1A3774В музее представлен истинг, которому более 150 лет. Размер ковра — 2,5 на 1,5 метра; на темно-красном фоне растительный орнамент черного цвета, окантованный белой тесьмой.

Истинг — войлочный настенный, напольный или молитвенный ковер ручной работы, изготовленный из овечьей шерсти и украшенный цветным орнаментом. В Ингушетии ковроделием занимались исключительно женщины, отсюда и название — «истий» в переводе с ингушского означает «женщины».

Шерсть красили натуральными красителями, полученными из растений и насекомых. Самым популярным цветом был красный, ибо он считался оберегающим, а также олицетворяющим богатство и власть. Красный краситель вырабатывали из корня марены. «Мы нашли много мест, где была выкопана марена, которая растет здесь в изобилии», — написал в своем дневнике офицер русской армии Леонтий Штедер в 1781 году, путешествуя в долине реки Асса.

Окрашенную шерсть валяли вручную; из изготовленного войлока одного цвета вырезали орнамент и нашивали на войлок другого цвета.

Считается, что характер узора мог зависеть от того, кому предназначался ковер: воину, охотнику, невесте в качестве приданого или ребенку при рождении.

Музейная деятельность имеет большое общественное значение, в том числе и в плане воспитания подрастающего поколения.

         Каждая историческая эпоха во многом выделяется тем, как люди относятся к прошлому. Крепость духа, силу выжить может дать только моральная сила, память о предках, о родной старине.                                                                                     

   Хранить наследие, последовательно и целенаправленно передавать его новым поколениям, воспитывать нравственность, показывать доблесть предков - самое ценное сокровище музея.

Подготовили:

Олигова З.

Гойгова Р.

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood