- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Памяти Хаджи - БекираАхриева
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Памяти Хаджи - БекираАхриева
С 1 по 5 апреля в Ингушском Государственном музее краеведения им. Т. Х. Мальсагова проходит выставка, посвященная Хаджи-Бекиру Ахриеву первому ингушскому профессиональному художнику.
На выставке представлены картиныХ – Б. Ахриева из фонда музея, а также фото – материал из личного архива доктора исторических наук Дзараховой Зейнеп Магомет-Тагировны.
Как мы знаем, первыми профессиональными художниками среди ингушей принято считать Хаджи-БекираАхриева и Гази- Магомеда Даурбекова.
Родился Хаджи-БекирБачиевичАхриев в селении Фуртоуг в начале апреля 1895 года, в самом сердце горной Ингушетии, в 30 километрах от Владикавказа. В девятилетнем возрасте мальчик был отдан родителями во Владикавказское Первое реальное училище, которое он на «отлично» окончил в 1912 году. Затем Х-Б. Ахриев уехал в Москву и поступил в художественно-ремесленные учебные мастерские.
В 1916 году Хаджи-Бекир успешно окончил четырехлетний курс практических работ по скульптурному делу и курс специальных художественных предметов, после чего вернулся на родину.
Хаджи-БекирАхриев ещё до революции стал выпускником скульптурного отделения Строгановского художественного училища. Здесь он занимался художественным творчеством и участвовал в музейных историко-этнографических экспедициях.
Х-Б. Ахриев акцентировал свое внимание не только на исторических событиях того времени, реальным участником которых он был, но и делал наброски разрушенных башенных построек, склепов, археологических предметов, что представляло бесценный интерес знатоков художественной росписи. Эти сюжеты детально фиксировали на холстах древнейшие ингушские памятники материальной и духовной культуры.
С 1927 года Х-Б. Ахриев активно участвует в археолого-этнографических экспедициях с известным археологом Л. П. Семеновым и кавказоведом Е. И. Крупновым.
В 1932 году Х-Б. Б. Ахриева назначают директором Ингушского музея краеведения во Владикавказе. Под его руководством музей стал ведущим центром, в котором сконцентрировалась основная научно-исследовательская деятельность Ингушетии. Но в 1934 году Ингушскую автономную область объединяют с Чеченской, в результате город Владикавказ, где находились все административные и культурные учреждения Ингушетии, а также мастерские художников Ахриева и Даурбекова, попал под юрисдикцию Осетии.
В 1934 году Хаджи-Бекир по доносу был арестован НКВД и в качестве политического ссыльного отправлен на строительство Беломорканала.
О дальнейшей жизни художника, вплоть до его трагической смерти, ничего не известно. По разным источникам информации, дошедшей до наших дней, жизнь отважного человека, талантливого художника и скульптора, арестованного за свою гражданскую позицию, оборвалась в лагерных застенках, предположительно, в 1939 или в 1940 году. И лишь в 1962 году художник был реабилитирован посмертно.
Ко времени ареста Хаджи-Бекиром было написано более двухсот живописных картин, портретов и этюдов, изготовлено большое количество произведений декоративно-прикладного искусства, скульптур больших и малых форм. К большому сожалению, судьба его уникальных произведений оказалась не менее трагичной: большая часть коллекции была сожжена при аресте, а то, что по крупицам удалось собрать в последующие годы, было уничтожено во время боевых действий на территории Чечни.
В своих работах Хаджи-Бекир Ахриев воспевал лучшие качества ингушей: мужество, любовь к свободе, верность данному слову, а также уважение к старшим и святость гостеприимства. Именно таким он был и сам — славный сын своего Отечества, талантливый живописец и скульптор, о творчестве которого мы сегодня, к сожалению, можем говорить только со слов и преданий людей, лично знавших и работавших вместе с ним или же по письменным отзывам художественных критиков и искусствоведов.Но то, что Хаджи-БекирАхриев за свою непродолжительную жизнь внес неоценимый вклад в становление и развитие ингушского национального изобразительного искусства, остается бесспорным фактом. Другими словами, творчество этой выдающейся личности стало символом вечного обновления и неразрывности исторической и культурной связи поколений.
В год который объявлен Президентом страны «Годом сохранения культурных ценностей народов России», в год 30-летия возрождения Республики Ингушетия о таких людях, как Хаджи – Бекир Ахриевничего не сказать и не вспомнить было бы неправильно. Мы должны чтить и помнить о таких людях как, Хаджи – Бекир БачиевичАхриев.
Подготовила Ж. Дзейтова