- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Костюмы о прошлом
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Костюмы о прошлом
В последнее воскресенье апреля Ингушетия впервые отметит День национального костюма. Памятную дату, которая станет ежегодной, внесли в реестр региональных праздников в соответствии с указом Главы республики от 24 мая 2018 года.
А сделано это потому, что национальный костюм — это не просто красиво пошитая или расшитая одежда, это отражение образа народа, его культуры, традиций, в общем, его мировоззрения. Сегодня ученые-этнографы, краеведы, любители древности, ценители искусства изучают значение каждой детали национального костюма, а народные искусницы воссоздают одежду по их эскизам, зарисовкам и описаниям. Один из таких шедевров, в частности, средневековый женский головной убор ингушского народа создан в 1996 году Хулимат Бековой, в девичестве Имагожевой, вот уже более двадцати лет работающей реставратором в Ингушском государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова. Хулимат Бекова — реставратор, историк-юрист, швея-дизайнер, член Союза художников республики. Не раз принимала участие в региональных и республиканских выставках. У неё на счету десятки и сотни воссозданных и отреставрированных предметов из разных фондов музея. Это и миска из черно-серой глины II-VI вв. (сарматская эпоха); керамический кувшин из желтой глины (средневековье); блюдо из глазурованной керамики (средневековье). Но самая дорогая и ценная для неё работа — это создание женского головного убора средневековья — курхарса. Курхарс — это головной убор ингушских женщин средневекового периода. Впервые о курхарсе в письменных источниках упоминается в 1637 году в рапорте русских послов в Грузию. Как они отмечали, описывая ингушей, через чью землю проходили: «женщины носят на головах что роги в пол-аршина».
В результате археологических исследований, проведенных группой Семенова, в надземных склепах (датирующихся XIV-XV веками) различных селений горной Ингушетии были обнаружены «двурогие» женские колпаки — курхарсы, сшитые из фетра, покрытого шёлковой материей, украшенного ленточками, с прикрепленной серебряной бляхой. Семенов сравнивал свою находку с фригийским колпаком и делал вывод о тесной связи ингушей с Фригией. Кроме того, в каменных гробах IX-XII веков были отмечены следы истлевших курхарсов. Есть даже утверждения, что курхасы, найденные в Ассинском ущелье Ингушетии, относятся к IV веку до нашей эры. Исследователи говорят, что курхарсы встречаются среди кавказских народов только у ингушей. Так, Евгений Крупнов отмечал, что курхарс, наряду с башнями со ступенчатой крышей и височными подвесками, относится к типично ингушским предметам. Единого мнения о происхождении слова «курхарс» нет. Одни считают, что это сочетание ингушских слов «кур» — гордость, и «харсаш» — шелковая бахрома. По мнению других, «кур» означает локон, прическу женщины, а «хьарса» — «посыпать, прикрывать». Третьи переводят курхарс с ингушского как «оранжевый рог», «свет солнца». В общем, версий много, оставим вопрос исследователям. А первым автором воссозданного женского головного убора — курхарса является наша героиня Хулимат Бекова. Сделана эта работа по эскизам известного художника Хож-Ахмеда Имагожева. В 1995 году Хож-Ахмед Имагожев, в те годы научный сотрудник музея, предложил своей сестре Хулимат пошить к конкурсу средневековый головной убор — курхарс. Он предоставил ей эскизы, сделанные по подлиннику, что хранится в музее.
-Мне поставили условие, что надо пошить головной убор за два дня, — вспоминает Хулимат. — Что делать? Задача была нелёгкой и очень ответственной. Пришлось приложить максимум усилий и стараний. Материала как такового не было. Распорола кофту. Нашла дома старый войлок. Удивительно, что он у нас был, мама его купила где-то и долго использовала в качестве подматрасника. Нашлись лоскутки, оставшиеся после пошива костюмов. Старая бархатная скатерть тоже пошла в работу. Орнаменты искала в наших книгах, чтобы сделать вышивку. — Национальные костюмы готовились на всероссийский научный совет краеведческих и исторических музеев, — вспоминает директор музея Магомед Сагов. — Наш музей активный участник этого совета. В 1996 году он делал свои первые шаги. Мероприятие проходило в Ставрополе, в музее краеведения. Наши сотрудники Хож-Ахмед Имагожев и Фатима Парчиева выступали в национальных костюмах средневековья, которые изготовили специально на это мероприятие по эскизам художника Имагожева. Это были головные уборы — курхарс и мужской головной убор средневековья из девяти долек, сделанные Хулимат Бековой, национальные костюмы, пошитые Зиной Инаркиевой, а отделка и пояса из серебра были выполнены ювелиром Бекханом Дахкильговым.
Картина была, конечно же, впечатляющей. Музейное сообщество оценило это и признало огромный труд и новизну, которую внесла ингушская делегация в пассивную спокойную музейную жизнь. И вот на протяжении многих лет эти изделия, которые стали экспонатами ингушского краеведческого музея, являются подлинным украшением постоянных музейных экспозиций. Но и не только. Так, их часто выставляют на различных региональных выставках, используют в документальных фильмах, в различного рода трудах исследователей. Побывали они и в Кремлёвском Дворце съездов во время празднования 20-летия Ингушетии. Хочется отдельно сказать ещё об одной уникальной работе Хулимат Бековой. Это курхарс ручной работы. Как говорят сами сотрудники музея, это уникальная и трудоёмкая работа. Здесь каждый стежок, вышивка, тесьма для украшения — все сделано руками. Создавая этот экспонат, мастерица руководствовалась тем, что в давние времена могли шить только вручную, а значит, надо его сделать так, чтобы он максимально соответствовал подлиннику. Работа выполнялась три месяца и заслужила высокую оценку как у сотрудников, так и у посетителей музея. Сегодня интерес к курхарсам проявляют многие мастера народного искусства. Они изучают древние курхарсы и на их основе создают свои головные уборы. В частности, большой интерес вызывают также курхарсы, сшитые З. Инаркиевой и М. Албогачиевой.
Источник: «Ингушетия» - интернет-газета
В последнее воскресенье апреля Ингушетия впервые отметит День национального костюма. Памятную дату, которая станет ежегодной, внесли в реестр региональных праздников в соответствии с указом Главы республики от 24 мая 2018 года. А сделано это потому, что национальный костюм — это не просто красиво пошитая или расшитая одежда, это отражение образа народа, его культуры, традиций, в общем, его мировоззрения. Сегодня ученые-этнографы, краеведы, любители древности, ценители искусства изучают значение каждой детали национального костюма, а народные искусницы воссоздают одежду по их эскизам, зарисовкам и описаниям. Один из таких шедевров, в частности, средневековый женский головной убор ингушского народа создан в 1996 году Хулимат Бековой, в девичестве Имагожевой, вот уже более двадцати лет работающей реставратором в Ингушском государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова. Хулимат Бекова — реставратор, историк-юрист, швея-дизайнер, член Союза художников республики. Не раз принимала участие в региональных и республиканских выставках. У неё на счету десятки и сотни воссозданных и отреставрированных предметов из разных фондов музея. Это и миска из черно-серой глины II-VI вв. (сарматская эпоха); керамический кувшин из желтой глины (средневековье); блюдо из глазурованной керамики (средневековье). Но самая дорогая и ценная для неё работа — это создание женского головного убора средневековья — курхарса. Курхарс — это головной убор ингушских женщин средневекового периода. Впервые о курхарсе в письменных источниках упоминается в 1637 году в рапорте русских послов в Грузию. Как они отмечали, описывая ингушей, через чью землю проходили: «женщины носят на головах что роги в пол-аршина».
В результате археологических исследований, проведенных группой Семенова, в надземных склепах (датирующихся XIV-XV веками) различных селений горной Ингушетии были обнаружены «двурогие» женские колпаки — курхарсы, сшитые из фетра, покрытого шёлковой материей, украшенного ленточками, с прикрепленной серебряной бляхой. Семенов сравнивал свою находку с фригийским колпаком и делал вывод о тесной связи ингушей с Фригией. Кроме того, в каменных гробах IX-XII веков были отмечены следы истлевших курхарсов. Есть даже утверждения, что курхасы, найденные в Ассинском ущелье Ингушетии, относятся к IV веку до нашей эры. Исследователи говорят, что курхарсы встречаются среди кавказских народов только у ингушей. Так, Евгений Крупнов отмечал, что курхарс, наряду с башнями со ступенчатой крышей и височными подвесками, относится к типично ингушским предметам. Единого мнения о происхождении слова «курхарс» нет. Одни считают, что это сочетание ингушских слов «кур» — гордость, и «харсаш» — шелковая бахрома. По мнению других, «кур» означает локон, прическу женщины, а «хьарса» — «посыпать, прикрывать». Третьи переводят курхарс с ингушского как «оранжевый рог», «свет солнца». В общем, версий много, оставим вопрос исследователям. А первым автором воссозданного женского головного убора — курхарса является наша героиня Хулимат Бекова. Сделана эта работа по эскизам известного художника Хож-Ахмеда Имагожева. В 1995 году Хож-Ахмед Имагожев, в те годы научный сотрудник музея, предложил своей сестре Хулимат пошить к конкурсу средневековый головной убор — курхарс. Он предоставил ей эскизы, сделанные по подлиннику, что хранится в музее.
-Мне поставили условие, что надо пошить головной убор за два дня, — вспоминает Хулимат. — Что делать? Задача была нелёгкой и очень ответственной. Пришлось приложить максимум усилий и стараний. Материала как такового не было. Распорола кофту. Нашла дома старый войлок. Удивительно, что он у нас был, мама его купила где-то и долго использовала в качестве подматрасника. Нашлись лоскутки, оставшиеся после пошива костюмов. Старая бархатная скатерть тоже пошла в работу. Орнаменты искала в наших книгах, чтобы сделать вышивку. — Национальные костюмы готовились на всероссийский научный совет краеведческих и исторических музеев, — вспоминает директор музея Магомед Сагов. — Наш музей активный участник этого совета. В 1996 году он делал свои первые шаги. Мероприятие проходило в Ставрополе, в музее краеведения. Наши сотрудники Хож-Ахмед Имагожев и Фатима Парчиева выступали в национальных костюмах средневековья, которые изготовили специально на это мероприятие по эскизам художника Имагожева. Это были головные уборы — курхарс и мужской головной убор средневековья из девяти долек, сделанные Хулимат Бековой, национальные костюмы, пошитые Зиной Инаркиевой, а отделка и пояса из серебра были выполнены ювелиром Бекханом Дахкильговым.
Картина была, конечно же, впечатляющей. Музейное сообщество оценило это и признало огромный труд и новизну, которую внесла ингушская делегация в пассивную спокойную музейную жизнь. И вот на протяжении многих лет эти изделия, которые стали экспонатами ингушского краеведческого музея, являются подлинным украшением постоянных музейных экспозиций. Но и не только. Так, их часто выставляют на различных региональных выставках, используют в документальных фильмах, в различного рода трудах исследователей. Побывали они и в Кремлёвском Дворце съездов во время празднования 20-летия Ингушетии. Хочется отдельно сказать ещё об одной уникальной работе Хулимат Бековой. Это курхарс ручной работы. Как говорят сами сотрудники музея, это уникальная и трудоёмкая работа. Здесь каждый стежок, вышивка, тесьма для украшения — все сделано руками. Создавая этот экспонат, мастерица руководствовалась тем, что в давние времена могли шить только вручную, а значит, надо его сделать так, чтобы он максимально соответствовал подлиннику. Работа выполнялась три месяца и заслужила высокую оценку как у сотрудников, так и у посетителей музея. Сегодня интерес к курхарсам проявляют многие мастера народного искусства. Они изучают древние курхарсы и на их основе создают свои головные уборы. В частности, большой интерес вызывают также курхарсы, сшитые З. Инаркиевой и М. Албогачиевой.
Источник: «Ингушетия» - интернет-газета