ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     для картини

Уважаемые работники! Информацию о нарушениях в ходе выплат заработной платы и стимулирующих выплат медицинскому и педагогическому персоналу, а также подобных нарушений в иных сферах деятельности вы можете направлять на электронный адрес Правительства Республики Ингушетия: .

Буклет музея ИГМКРИ

afishatumba2

 

220 69ca3 b4e87d2b XL2

Главная

Костюмы о прошлом

 img 20190404 wa0020В последнее воскресенье апреля Ингушетия впервые отметит День национального костюма. Памятную дату, которая станет ежегодной, внесли в реестр региональных праздников в соответствии с указом Главы республики от 24 мая 2018 года.

А сделано это потому, что национальный костюм — это не просто красиво пошитая или расшитая одежда, это отражение образа народа, его культуры, традиций, в общем, его мировоззрения. Сегодня ученые-этнографы, краеведы, любители древности, ценители искусства изучают значение каждой детали национального костюма, а народные искусницы воссоздают одежду по их эскизам, зарисовкам и описаниям. Один из таких шедевров, в частности, средневековый женский головной убор ингушского народа создан в 1996 году Хулимат Бековой, в девичестве Имагожевой, вот уже более двадцати лет работающей реставратором в Ингушском государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова. Хулимат Бекова — реставратор, историк-юрист, швея-дизайнер, член Союза художников республики. Не раз принимала участие в региональных и республиканских выставках. У неё на счету десятки и сотни воссозданных и отреставрированных предметов из разных фондов музея. Это и миска из черно-серой глины II-VI вв. (сарматская эпоха); керамический кувшин из желтой глины (средневековье); блюдо из глазурованной керамики (средневековье). Но самая дорогая и ценная для неё работа — это создание женского головного убора средневековья — курхарса. Курхарс — это головной убор ингушских женщин средневекового периода. Впервые о курхарсе в письменных источниках упоминается в 1637 году в рапорте русских послов в Грузию. Как они отмечали, описывая ингушей, через чью землю проходили: «женщины носят на головах что роги в пол-аршина».img 20190404 wa0015

В результате археологических исследований, проведенных группой Семенова, в надземных склепах (датирующихся XIV-XV веками) различных селений горной Ингушетии были обнаружены «двурогие» женские колпаки — курхарсы, сшитые из фетра, покрытого шёлковой материей, украшенного ленточками, с прикрепленной серебряной бляхой. Семенов сравнивал свою находку с фригийским колпаком и делал вывод о тесной связи ингушей с Фригией. Кроме того, в каменных гробах IX-XII веков были отмечены следы истлевших курхарсов. Есть даже утверждения, что курхасы, найденные в Ассинском ущелье Ингушетии, относятся к IV веку до нашей эры. Исследователи говорят, что курхарсы встречаются среди кавказских народов только у ингушей. Так, Евгений Крупнов отмечал, что курхарс, наряду с башнями со ступенчатой крышей и височными подвесками, относится к типично ингушским предметам. Единого мнения о происхождении слова «курхарс» нет. Одни считают, что это сочетание ингушских слов «кур» — гордость, и «харсаш» — шелковая бахрома. По мнению других, «кур» означает локон, прическу женщины, а «хьарса» — «посыпать, прикрывать». Третьи переводят курхарс с ингушского как «оранжевый рог», «свет солнца». В общем, версий много, оставим вопрос исследователям. А первым автором воссозданного женского головного убора — курхарса является наша героиня Хулимат Бекова. Сделана эта работа по эскизам известного художника Хож-Ахмеда Имагожева. В 1995 году Хож-Ахмед Имагожев, в те годы научный сотрудник музея, предложил своей сестре Хулимат пошить к конкурсу средневековый головной убор — курхарс. Он предоставил ей эскизы, сделанные по подлиннику, что хранится в музее.img 20190404 wa0012

-Мне поставили условие, что надо пошить головной убор за два дня, — вспоминает Хулимат. — Что делать? Задача была нелёгкой и очень ответственной. Пришлось приложить максимум усилий и стараний. Материала как такового не было. Распорола кофту. Нашла дома старый войлок. Удивительно, что он у нас был, мама его купила где-то и долго использовала в качестве подматрасника. Нашлись лоскутки, оставшиеся после пошива костюмов. Старая бархатная скатерть тоже пошла в работу. Орнаменты искала в наших книгах, чтобы сделать вышивку. — Национальные костюмы готовились на всероссийский научный совет краеведческих и исторических музеев, — вспоминает директор музея Магомед Сагов. — Наш музей активный участник этого совета. В 1996 году он делал свои первые шаги. Мероприятие проходило в Ставрополе, в музее краеведения. Наши сотрудники Хож-Ахмед Имагожев и Фатима Парчиева выступали в национальных костюмах средневековья, которые изготовили специально на это мероприятие по эскизам художника Имагожева. Это были головные уборы — курхарс и мужской головной убор средневековья из девяти долек, сделанные Хулимат Бековой, национальные костюмы, пошитые Зиной Инаркиевой, а отделка и пояса из серебра были выполнены ювелиром Бекханом Дахкильговым.

Картина была, конечно же, впечатляющей. Музейное сообщество оценило это и признало огромный труд и новизну, которую внесла ингушская делегация в пассивную спокойную музейную жизнь. И вот на протяжении многих лет эти изделия, которые стали экспонатами ингушского краеведческого музея, являются подлинным украшением постоянных музейных экспозиций. Но и не только. Так, их часто выставляют на различных региональных выставках, используют в документальных фильмах, в различного рода трудах исследователей. Побывали они и в Кремлёвском Дворце съездов во время празднования 20-летия Ингушетии. Хочется отдельно сказать ещё об одной уникальной работе Хулимат Бековой. Это курхарс ручной работы. Как говорят сами сотрудники музея, это уникальная и трудоёмкая работа. Здесь каждый стежок, вышивка, тесьма для украшения — все сделано руками. Создавая этот экспонат, мастерица руководствовалась тем, что в давние времена могли шить только вручную, а значит, надо его сделать так, чтобы он максимально соответствовал подлиннику. Работа выполнялась три месяца и заслужила высокую оценку как у сотрудников, так и у посетителей музея. Сегодня интерес к курхарсам проявляют многие мастера народного искусства. Они изучают древние курхарсы и на их основе создают свои головные уборы. В частности, большой интерес вызывают также курхарсы, сшитые З. Инаркиевой и М. Албогачиевой.

Источник: «Ингушетия» - интернет-газета

В последнее воскресенье апреля Ингушетия впервые отметит День национального костюма. Памятную дату, которая станет ежегодной, внесли в реестр региональных праздников в соответствии с указом Главы республики от 24 мая 2018 года. А сделано это потому, что национальный костюм — это не просто красиво пошитая или расшитая одежда, это отражение образа народа, его культуры, традиций, в общем, его мировоззрения. Сегодня ученые-этнографы, краеведы, любители древности, ценители искусства изучают значение каждой детали национального костюма, а народные искусницы воссоздают одежду по их эскизам, зарисовкам и описаниям. Один из таких шедевров, в частности, средневековый женский головной убор ингушского народа создан в 1996 году Хулимат Бековой, в девичестве Имагожевой, вот уже более двадцати лет работающей реставратором в Ингушском государственном музее краеведения имени Тугана Мальсагова. Хулимат Бекова — реставратор, историк-юрист, швея-дизайнер, член Союза художников республики. Не раз принимала участие в региональных и республиканских выставках. У неё на счету десятки и сотни воссозданных и отреставрированных предметов из разных фондов музея. Это и миска из черно-серой глины II-VI вв. (сарматская эпоха); керамический кувшин из желтой глины (средневековье); блюдо из глазурованной керамики (средневековье). Но самая дорогая и ценная для неё работа — это создание женского головного убора средневековья — курхарса. Курхарс — это головной убор ингушских женщин средневекового периода. Впервые о курхарсе в письменных источниках упоминается в 1637 году в рапорте русских послов в Грузию. Как они отмечали, описывая ингушей, через чью землю проходили: «женщины носят на головах что роги в пол-аршина».

В результате археологических исследований, проведенных группой Семенова, в надземных склепах (датирующихся XIV-XV веками) различных селений горной Ингушетии были обнаружены «двурогие» женские колпаки — курхарсы, сшитые из фетра, покрытого шёлковой материей, украшенного ленточками, с прикрепленной серебряной бляхой. Семенов сравнивал свою находку с фригийским колпаком и делал вывод о тесной связи ингушей с Фригией. Кроме того, в каменных гробах IX-XII веков были отмечены следы истлевших курхарсов. Есть даже утверждения, что курхасы, найденные в Ассинском ущелье Ингушетии, относятся к IV веку до нашей эры. Исследователи говорят, что курхарсы встречаются среди кавказских народов только у ингушей. Так, Евгений Крупнов отмечал, что курхарс, наряду с башнями со ступенчатой крышей и височными подвесками, относится к типично ингушским предметам. Единого мнения о происхождении слова «курхарс» нет. Одни считают, что это сочетание ингушских слов «кур» — гордость, и «харсаш» — шелковая бахрома. По мнению других, «кур» означает локон, прическу женщины, а «хьарса» — «посыпать, прикрывать». Третьи переводят курхарс с ингушского как «оранжевый рог», «свет солнца». В общем, версий много, оставим вопрос исследователям. А первым автором воссозданного женского головного убора — курхарса является наша героиня Хулимат Бекова. Сделана эта работа по эскизам известного художника Хож-Ахмеда Имагожева. В 1995 году Хож-Ахмед Имагожев, в те годы научный сотрудник музея, предложил своей сестре Хулимат пошить к конкурсу средневековый головной убор — курхарс. Он предоставил ей эскизы, сделанные по подлиннику, что хранится в музее.

-Мне поставили условие, что надо пошить головной убор за два дня, — вспоминает Хулимат. — Что делать? Задача была нелёгкой и очень ответственной. Пришлось приложить максимум усилий и стараний. Материала как такового не было. Распорола кофту. Нашла дома старый войлок. Удивительно, что он у нас был, мама его купила где-то и долго использовала в качестве подматрасника. Нашлись лоскутки, оставшиеся после пошива костюмов. Старая бархатная скатерть тоже пошла в работу. Орнаменты искала в наших книгах, чтобы сделать вышивку. — Национальные костюмы готовились на всероссийский научный совет краеведческих и исторических музеев, — вспоминает директор музея Магомед Сагов. — Наш музей активный участник этого совета. В 1996 году он делал свои первые шаги. Мероприятие проходило в Ставрополе, в музее краеведения. Наши сотрудники Хож-Ахмед Имагожев и Фатима Парчиева выступали в национальных костюмах средневековья, которые изготовили специально на это мероприятие по эскизам художника Имагожева. Это были головные уборы — курхарс и мужской головной убор средневековья из девяти долек, сделанные Хулимат Бековой, национальные костюмы, пошитые Зиной Инаркиевой, а отделка и пояса из серебра были выполнены ювелиром Бекханом Дахкильговым.

Картина была, конечно же, впечатляющей. Музейное сообщество оценило это и признало огромный труд и новизну, которую внесла ингушская делегация в пассивную спокойную музейную жизнь. И вот на протяжении многих лет эти изделия, которые стали экспонатами ингушского краеведческого музея, являются подлинным украшением постоянных музейных экспозиций. Но и не только. Так, их часто выставляют на различных региональных выставках, используют в документальных фильмах, в различного рода трудах исследователей. Побывали они и в Кремлёвском Дворце съездов во время празднования 20-летия Ингушетии. Хочется отдельно сказать ещё об одной уникальной работе Хулимат Бековой. Это курхарс ручной работы. Как говорят сами сотрудники музея, это уникальная и трудоёмкая работа. Здесь каждый стежок, вышивка, тесьма для украшения — все сделано руками. Создавая этот экспонат, мастерица руководствовалась тем, что в давние времена могли шить только вручную, а значит, надо его сделать так, чтобы он максимально соответствовал подлиннику. Работа выполнялась три месяца и заслужила высокую оценку как у сотрудников, так и у посетителей музея. Сегодня интерес к курхарсам проявляют многие мастера народного искусства. Они изучают древние курхарсы и на их основе создают свои головные уборы. В частности, большой интерес вызывают также курхарсы, сшитые З. Инаркиевой и М. Албогачиевой.

 

Источник: «Ингушетия» - интернет-газета

 

 

ornam04

facebook Instagram2

youtube

livejournal twitter vkontakte

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29 Телефон: 8 (8732) 22-62-56

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00, Email.   maill

ruarhyzh-TWenfrkadeiwitjaptestr

virtualmuzei2

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

9ac4f7484cc661a3b77c28ff3d4731f1 295x doc 16211 ph gallery 16212 original

opros musey

Яндекс.Метрика

 

Этот сайт защищен «Site Guard»

 220 69ca3 b4e87d2b XL2

ornam01

ornam02

Официальный сайт
Ингушского государственного музея краеведения
имени Тугана Хаджимоховича Мальсагова
Республика Ингушетия г. Назрань

 ornam05

ornam03