- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Сесарий ц1ей
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Сесарий ц1ей
В Ингушетии 16 сентября отметят ежегодный общенациональный женский праздник "Сесарий ЦIей". Эта памятная дата была установлена в 25 мая 2000 г.
Фольклорно-этнографический праздник «Сесарий ц1ей» в Ингушетии проводится с давних пор. В древности ежегодно на один день горянки уходили в безлюдную местность, оставив семьи и самые неотложные дела. Праздник обычно проходил на природе. Там они избирали из старших по возрасту, самую мудрую безукоризненно авторитетную женщину своей «царицей», хорошо знакомая с обрядами, знавшая специальные речи и молитвы. Она выбирала себе «свиту» и «охрану» из нескольких юных, сильных и чистых девушек, выделявшихся красотой и умом. Женщины, наряженные в мужские одеяния, вооруженные, в течение всего дня предавались далеко не женским делам: пиршествовали, плясали по-мужски, состязались в стрельбе, боролись, джигитовали, проводили скачки и т.д.
Примечательно, что не только к женщинам, но и к местности, на которой они проводили свой праздник, не имел права приблизиться, ни один мужчина. Объяснение этому необычному женскому празднику только одно: из года в год, по многовековой традиции, горянки осуществляли инсценировку некогда реально существовавшего царства своих далеких праматерей – царства амазонок.
О его происхождении исследователи спорят до сих пор. Одни считают, что праздник уходит корнями в далекие времена матриархата, другие — что он связан со знаменитыми амазонками, у которых была своя царица. Точно известно, что в праздновании участвовали только женщины. Ни один мужчина не имел права даже издали взглянуть на торжество. В этот день женщины имели право перечить мужьям и спорить с ними даже при посторонних. Не дай бог муж попробует запретить жене участвовать в Ц1ее — на него тут же налетали с упреками все женщины округа.
Но праздник имел и несколько скрытых целей. Во-первых, это были смотрины: женщины, имевшие сыновей и внуков, присматривались к потенциальным невесткам, оценивали их характер, манеры, расторопность. С другой стороны, праздник позволял вывести «в свет» девочек-подростков, чтобы они брали пример с более взрослых девушек, учились у них смекалке, танцам и умению вести себя.
Задолго до праздника девушки тайком при помощи братьев учились джигитовать, стрелять из лука, владеть приемами рукопашного боя, чтобы показать себя во время праздника.
Ингушский классик Идрис Базоркин в романе «Из тьмы веков» очень подробно и красочно описал праздник «Сесарий Ц1ей». Роман сохранил для нас многие ныне забытые реалии ингушской жизни XIX и начала XX веков.
Сесарий ц1ей
В Ингушетии 16 сентября отметят ежегодный общенациональный женский праздник "Сесарий ЦIей". Эта памятная дата была установлена в 25 мая 2000 г.
Фольклорно-этнографический праздник «Сесарий ц1ей» в Ингушетии проводится с давних пор. В древности ежегодно на один день горянки уходили в безлюдную местность, оставив семьи и самые неотложные дела. Праздник обычно проходил на природе. Там они избирали из старших по возрасту, самую мудрую безукоризненно авторитетную женщину своей «царицей», хорошо знакомая с обрядами, знавшая специальные речи и молитвы. Она выбирала себе «свиту» и «охрану» из нескольких юных, сильных и чистых девушек, выделявшихся красотой и умом. Женщины, наряженные в мужские одеяния, вооруженные, в течение всего дня предавались далеко не женским делам: пиршествовали, плясали по-мужски, состязались в стрельбе, боролись, джигитовали, проводили скачки и т.д.
Примечательно, что не только к женщинам, но и к местности, на которой они проводили свой праздник, не имел права приблизиться, ни один мужчина. Объяснение этому необычному женскому празднику только одно: из года в год, по многовековой традиции, горянки осуществляли инсценировку некогда реально существовавшего царства своих далеких праматерей – царства амазонок.
О его происхождении исследователи спорят до сих пор. Одни считают, что праздник уходит корнями в далекие времена матриархата, другие — что он связан со знаменитыми амазонками, у которых была своя царица. Точно известно, что в праздновании участвовали только женщины. Ни один мужчина не имел права даже издали взглянуть на торжество. В этот день женщины имели право перечить мужьям и спорить с ними даже при посторонних. Не дай бог муж попробует запретить жене участвовать в Ц1ее — на него тут же налетали с упреками все женщины округа.
Но праздник имел и несколько скрытых целей. Во-первых, это были смотрины: женщины, имевшие сыновей и внуков, присматривались к потенциальным невесткам, оценивали их характер, манеры, расторопность. С другой стороны, праздник позволял вывести «в свет» девочек-подростков, чтобы они брали пример с более взрослых девушек, учились у них смекалке, танцам и умению вести себя.
Задолго до праздника девушки тайком при помощи братьев учились джигитовать, стрелять из лука, владеть приемами рукопашного боя, чтобы показать себя во время праздника.
Ингушский классик Идрис Базоркин в романе «Из тьмы веков» очень подробно и красочно описал праздник «Сесарий Ц1ей». Роман сохранил для нас многие ныне забытые реалии ингушской жизни XIX и начала XX веков.