ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

Логотип Территория Победы

Логотип Музей Победы

virtualmuzei2

 ING

Логотип РВИО

Главная

Сесарий ц1ей

aaeef617272e989eee429769cd6f1bfbca457273В Ингушетии 16 сентября отметят ежегодный общенациональный   женский праздник "Сесарий  ЦIей".  Эта памятная дата была установлена в 25 мая  2000 г.

         Фольклорно-этнографический праздник «Сесарий ц1ей» в Ингушетии проводится с давних пор. В древности ежегодно на один день горянки уходили в безлюдную местность, оставив семьи и самые неотложные дела. Праздник обычно проходил на природе. Там они избирали из старших по возрасту, самую мудрую безукоризненно авторитетную женщину своей «царицей», хорошо знакомая с обрядами, знавшая специальные речи и молитвы.  Она выбирала себе «свиту» и «охрану»  из нескольких  юных,  сильных и чистых девушек, выделявшихся красотой и умом.   Женщины, наряженные в мужские одеяния, вооруженные, в течение всего дня предавались далеко не женским делам: пиршествовали, плясали по-мужски, состязались в стрельбе, боролись, джигитовали, проводили скачки и т.д.
         Примечательно, что не только к женщинам, но и к местности, на которой они проводили свой праздник, не имел права приблизиться, ни один мужчина.  Объяснение этому необычному женскому празднику только одно: из года в год, по многовековой традиции, горянки осуществляли инсценировку некогда реально существовавшего царства своих далеких праматерей – царства амазонок.

         О его происхождении исследователи спорят до сих пор. Одни считают, что праздник уходит корнями в далекие времена матриархата, другие — что он связан со знаменитыми амазонками, у которых была своя царица. Точно известно, что в праздновании участвовали только женщины. Ни один мужчина не имел права даже издали взглянуть на торжество. В этот день женщины имели право перечить мужьям и спорить с ними даже при посторонних. Не дай бог муж попробует запретить жене участвовать в Ц1ее — на него тут же налетали с упреками все женщины округа.

         Но праздник имел и несколько скрытых целей. Во-первых, это были смотрины: женщины, имевшие сыновей и внуков, присматривались к потенциальным невесткам, оценивали их характер, манеры, расторопность. С другой стороны, праздник позволял вывести «в свет» девочек-подростков, чтобы они брали пример с более взрослых девушек, учились у них смекалке, танцам и умению вести себя.

         Задолго до праздника девушки тайком при помощи братьев учились джигитовать, стрелять из лука, владеть приемами рукопашного боя, чтобы показать себя во время  праздника.

                Ингушский классик Идрис Базоркин в романе «Из тьмы веков»  очень подробно и красочно описал праздник «Сесарий Ц1ей».  Роман сохранил для нас многие ныне забытые реалии ингушской жизни XIX и начала XX веков.

 

Сесарий ц1ей

 

         В Ингушетии 16 сентября отметят ежегодный общенациональный   женский праздник "Сесарий  ЦIей".  Эта памятная дата была установлена в 25 мая 2000 г.

         Фольклорно-этнографический праздник «Сесарий ц1ей» в Ингушетии проводится с давних пор. В древности ежегодно на один день горянки уходили в безлюдную местность, оставив семьи и самые неотложные дела. Праздник обычно проходил на природе. Там они избирали из старших по возрасту, самую мудрую безукоризненно авторитетную женщину своей «царицей», хорошо знакомая с обрядами, знавшая специальные речи и молитвы. Она выбирала себе «свиту» и «охрану» из нескольких юных,  сильных и чистых девушек, выделявшихся красотой и умом. Женщины, наряженные в мужские одеяния, вооруженные, в течение всего дня предавались далеко не женским делам: пиршествовали, плясали по-мужски, состязались в стрельбе, боролись, джигитовали, проводили скачки и т.д.
         Примечательно, что не только к женщинам, но и к местности, на которой они проводили свой праздник, не имел права приблизиться, ни один мужчина.  Объяснение этому необычному женскому празднику только одно: из года в год, по многовековой традиции, горянки осуществляли инсценировку некогда реально существовавшего царства своих далеких праматерей – царства амазонок.

         О его происхождении исследователи спорят до сих пор. Одни считают, что праздник уходит корнями в далекие времена матриархата, другие — что он связан со знаменитыми амазонками, у которых была своя царица. Точно известно, что в праздновании участвовали только женщины. Ни один мужчина не имел права даже издали взглянуть на торжество. В этот день женщины имели право перечить мужьям и спорить с ними даже при посторонних. Не дай бог муж попробует запретить жене участвовать в Ц1ее — на него тут же налетали с упреками все женщины округа.

         Но праздник имел и несколько скрытых целей. Во-первых, это были смотрины: женщины, имевшие сыновей и внуков, присматривались к потенциальным невесткам, оценивали их характер, манеры, расторопность. С другой стороны, праздник позволял вывести «в свет» девочек-подростков, чтобы они брали пример с более взрослых девушек, учились у них смекалке, танцам и умению вести себя.

         Задолго до праздника девушки тайком при помощи братьев учились джигитовать, стрелять из лука, владеть приемами рукопашного боя, чтобы показать себя во время праздника.

                Ингушский классик Идрис Базоркин в романе «Из тьмы веков»  очень подробно и красочно описал праздник «Сесарий Ц1ей». Роман сохранил для нас многие ныне забытые реалии ингушской жизни XIX и начала XX веков.

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood