ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

Логотип Территория Победы

Логотип Музей Победы

virtualmuzei2

 ING

Логотип РВИО

Главная

К 110-летию Хамзата Осмиева

 ььььХьамзат Сосиевич Осмиев – классик ингушской литературы, десятки его прозаических и поэтических сборников вошли в золотой фонд ингушской литературы.

Его произведения переведены на многие национальные языки. Осмиев Хамзат совместно с писателем Х.-Б. Муталиевым в 1940 году выпустил I том ингушского фольклора. Он автор школьных учебников и хрестоматий по ингушской литературе. Его перу принадлежат переводы на ингушский язык произведений русских классиков.

В Ингушском Государственном музее краеведения им. Т. Мальсагова оформлена книжная выставка "Даймохк дагаухар сона", посвященная к 110-ти летию Осмиева Хамзата Сосиевича. На выставке представлены книги о жизни и творчестве поэта, а так же фотографии его и его семьи.

         Родился Осмиев Хамзат Сосиевич в 1909 году в трудовой крестьянской семье в селении Кантышево ныне Назрановского района Чечено-Ингушской АССР.

Учиться начал в религиозной школе на арабском языке, но весной 1922 года сбежал из нее и продолжал образование в советской школе.

В 1924 году одним из первых поступил на подготовительное отделение Ингушского педагогического техникума, с 1925 года вел активную корреспондентскую работу в газете «Сердало». В декабре 1928 года будучи делегатом IV Всесоюзного съезда рабселькоров выступил в прениях по основному докладу «Текущий политический момент и задачи рабселькоров».

С 1929 по 1932 год был специальным корреспондентом Северокавказского краевого бюро РОСТа и ТАСС по Ингушской автономной области. Летом 1933 года был делегатом Северокавказского краевого съезда рабселькоров в городе Ростове-на-Дону. В 1929 году успешно окончил Ингушский педагогический техникум, после чего был послан на работу ответственным секретарем газеты «Сердало».

С октября 1931 по 1933 год заведовал заочным отделением и преподавал ингушский язык в Ингушском педагогическом техникуме.

С января 1933 по август 1936 года возглавлял Галашкинское районо. До июня 1941 года работал учителем и завучем Кантышевской семилетней школы, а потом - по февраль 1942 года - заведовал сектором литературы Чечено-Ингушского НИИЯЛ.

С февраля Г942 по февраль 1944 года - преподаватель и завуч Чечено-Ингушского педагогического училища № 2.

С сентября 1944 по август 1956 года - учитель Волошинской средней школы Ленинского района Северо-Казахстанской области Казахской ССР.

С октября 1956 по май 1957 года - литературный консультант по ингушской литературе при Союзе писателей Казахстана.

С июня 1957 по 1964 год - переводчик, литературный сотрудник и ответственный секретарь газеты «Сердало».

Начало литературного творчества X. С. Осмиева относится к 1927 году, когда в рукописном журнале Ингушского педагогического техникума «Красные ростки», а потом и в областной газете «Свет» стали появляться его рассказы и очерки «Семь дней борьбы», «За власть Советов», «От тьмы к свету» и т.д.

В 1928 году в газете «Свет» была опубликована написанная совместно с Б. Зязиковым маленькая повесть «Отцы и дети».

Как и для многих других ингушских писателей второго поколения, его умными наставниками и добрыми старшими друзьями в этот период были преподавательница русской литературы Виктория Константиновна Абрамова и преподаватель ингушского языка, основоположник ингушской советской литературы Тембот Дордаганович Беков.

Одним из значительных и серьезных произведений X. С. Осмиева тех лет надо признать рассказ «Фадиман», написанный им в 1930 году.

Большое место в творчестве Осмиева 1930-1934 годов занимают художественные фельетоны, которые он писал совместно с Мухтаром Мальсаговым и Хаджи-Бекиром Муталиевым. Все они были остры, лаконичны и конкретны, направлены против всего того, что осталось в родном народе чуждого новой действительности.

В годы Великой Отечественной войны им написаны художественный очерк «За Родину», рассказ «Звери» и множество других произведений, призывающих на смертный бой с фашизмом и воспевающих героические дела простых советских людей на фронте и в тылу.

         X. Осмиев - автор около десяти прозаических и поэтических сборников. Произведения его пользуются большой популярностью как в республике, так и за ее пределами. Об этом говорит и тот факт, что лучшие из них переводились на казахский, осетинский, финский, аварский, кубачинский, кабардинский, балкарский и другие языки.Довольно часто произведения поэта появляются и в таких журналах, как «Дружба народов», «Дон», «Огонек», «Нева», «Наш современник», «Советский Казахстан» и т. д.

В большинстве своих произведений поэт затрагивает вопросы войны и мира, воспевает величие нашей необъятной Родины, борется против ее врагов, ратует за дружбу между народами. Часто поэт обращается и к ленинской теме. Многие его произведения - «Летняя ночь», «Осень», «Это моя родина» - незаурядные явления ингушской пейзажной лирики.

Помимо всего этого, писатель много сил отдал работе по сбору и публикации ингушского фольклора. Совместно с писателем Х.-Б. Муталиевым им в 1940 году выпущен в свет I том ингушского фольклора. X. С. Осмиев - автор школьных учебников я хрестоматий по ингушской литературе. Он многое сделал и в деле перевода на ингушский язык произведений русских классиков. Так, им переведены некоторые произведения А. С. Пушкина, А. М. Горького, А. П. Чехова, И. С. Тургенева и т. д.

X. С. Осмиев - автор нескольких прозаических сборников. И все же основным жанром его творчества остаются небольшие лирические произведения, насыщенные тонкой образностью и выражающие взволнованные чувства его современников, строителей нового общества.

Имеет награды - медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Произведения Х. С. Осмиева на ингушском языке:

• Дега оаз. Стихаш. Дешхьалхе Д. Мальсагова. Грозный, Нохч-ГIалгIайкнижни издательство, 1958.

• Дувцараш. Грозный, Нохч-ГIалгIайкнижни издательство, 1960.

• Садаьхе. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIайкнижни издательство, 1961.

• Къахьегамаираз. Стихашипоэмаши. Грозный, Нохч-ГIалгIайкнижни издательство, 1962.

• Боккхачановкъа. Дувцараш. Грозный, Нохч-ГIалгIайкнижни издательство, 1963.

• Замансибат. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIайкнижни издательство, 1966.

• Дека, саилли. Стихаш. Грозный, Нохч-ГIалгIайкнижяи издательство, 1967.

• Хержапроизведенеш. Т. 1. Стихотворенешипоэмаши. Дешхьалхе автора. Грозный, Нохч-ГIалгIайкнижни издательство, 1968.

на русском языке

• Радостные горы. Стихи. Перевод с ингушского. Грозный, Чечено-Ингушское книжное изд-во, 1965.

О творчестве Х. С. Осмиева

на ингушском языке

• Мальсагов Д. Массаза а шийхалкъаца. (Писатель X.С. Осмиев ваь 50 шуи творчески болхбу 30 шуидизарга). «Сердало», 1959, 17 декабрь.

• Ведзижев А. Вахарасурташ. «Лоаман 1уйре», 1962, № 2.

• Ведзижев А. «Замансибат». «Сердало», 1966, 9 июль.

на русском языке

• Мальсагов Д. Творчество ХамзатаОсмиева. - «Грозненский рабочий», 1959, 18 декабря.

• Чахкиев Сайд. Подлинник и перевод. - «Грозненский рабочий», 1966, 15 марта.

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood