- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Ингушский национальный костюм .
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Ингушский национальный костюм .
Ингушетия впервые отметила День национального костюма в 2019 году. Отныне этот день будут отмечать каждое последнее воскресенье апреля.
В этот день посетителям Республиканских музеев и зрелищных организаций будут представлены различные культурные мероприятия.
В 2014 г. данный праздник получил статус государственного и проводится при поддержке Правительства Республики.
Ингушский женский костюм (современный) носится с 18 века и поразделяется на следующие типы: 1.Повседневный женский костюм;
2.Традиционный праздничный костюм;
3.Платье ингушской невесты;
1. В XVIII и первой половине XIX века в основу повседневного женского костюма составляли платье- рубаха (коч) и штаны (хачи). Платья шились из холста и шелка. В предпочтении были – темно- синий, коричневый, темно- красный и черный цвета.
2. Традиционный праздничный костюм ингушки (йодача – йоаг1ача дувхар) – сложный и изящный наряд. Поверх нательной рубахи надевали платье с воротником- стойкой. Как правило, подобные платья украшались тесьмой, красивыми кружевами и изящными вышивками. Они были с длинными рукавами. Как правило, платье шилось в зависимости от возможностей семьи. Поверх платья надевали нагрудник (дото) – ювелирное украшение, украшенное камнями и гравировкой или филигранью.
3. Платье ингушской невесты шилось так, чтобы по возможности скрыть недостатки фигуры девушки и наоборот- подчеркнуть ее стать и достоинства.
Платье, вместе со всеми атрибутами может весить до 10 килограммов. И в таком облачении девушке предстоит провести целый день, едва ли присаживаясь. Главные атрибуты – это нагрудник, шапочка, пояс и кошелек. Шапочка придает невесте стойности и стати.
Традиционным для многих народов Кавказа, и в частности для ингушей считалось шитье золотом, которое часто украшало шапочки невест. Сверху голова покрывалась большим шелковым платком. У ингушей считалось добрым знаком увидеть ненароком лицо невесты сквозь плотную вуаль.
Мужская одежда
Судя по археологическим материалам, полученным из погребальных памятников Горной Ингушетии, средневековый костюм мужчины состоял из двух одежд. На нижнюю (нательную) одежду надевался длинный шерстяной кафтан, доходящий до колен, и широкие шаровары из грубой шерстяной ткани, на ноги надевались мягкие козловые сапоги (ноговицы), а на голову — мягкая стеганая шапка. В погребениях более позднего времени встречаются черкески с газырями, меховые барашковые шапки (папахи). Кафтаны и черкески опоясывались одним или двумя кожаными поясами с железными и бронзовыми пряжками, тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. К поясам подвешивались кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом. И обязательно холодное оружие: железные ножи с деревянными и костяными рукоятками, в кожаных ножнах, а также сабли и кинжалы.
Костюм ингуша ко второй половине XVIII – началу XIX вв., судя по данным письменных источников, практически ничем не отличался от костюма соседних горских народов. Юлиус фон Клапрот вначале XIX в. отмечает, что одежда ингушей похожа на одежду других кавказцев, но она, как и их оружие, выглядит изысканнее. Она состояла из короткой «чокхи» (черкески) с газырями, длинных штанов, плотно прилегающих внизу к щиколотке, из темно-коричневого неплотного сукна. На ногах – кожаная обувь без крепкой подошвы, а на голове – «шапочка из бараньей шкуры». При езде верхом ингуши надевают длинные шерстяные носки выше колен, и покрываются буркой, служащей надежной защитой от дождя и снега. Для такой же цели служит башлык– остроконечный суконный колпак, закрывающий лицо до глаз и носа. Непременным атрибутом одежды ингуша является оружие: на поясе у него всегда кинжал, а при полном вооружении – сабля и ружье.
Обувь составляли сафьяновые чувяки, иногда − башмаки или сапоги, подбитые железными скобками.
Головной убор
В качестве головного убора ингушами использовалась цветная стеганая шапка (иногда с кисточкой), реже − меховая с цветным верхом.
Кроме того, специфическую форму имел другой ингушский мужской головной убор «элтар-кий» — высокая, несколько расширяющаяся кверху папаха. Папаха для ингуша – понятие святое, и поэтому отношение к ней в высшей степени уважительное и трепетное. Папаха ассоциируется собственно с головой. Она олицетворяет собой свободу, честь и достоинство ингуша. Снять с ингуша папаху считалось величайшим оскорблением и позором, которые смывались только ценой жизни. Носить ее должен был тот, кто считал себя мужчиной.
Поверх папахи в ненастную погоду накидывали башлык. У ингушей башлык имел впереди небольшой козырек, выкроенный под прямым углом.
Аксессуары
Некоторые функциональные компоненты мужского костюма могли служить и украшениями, такие как пояс (ингуш.тIexкap), газыри (ингуш. бустамаш), часы (ингуш.сахьат) и др. Выделяли два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором; из ткани или войлока. Во второй половине XIX — начале XX в. более всего были распространены пояса в виде узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик продевали в продвижную обоймочку. Такие пояса носили повседневно, они были доступны любому
Папаха для ингуша – понятие святое, и поэтому отношение к ней в высшей степени уважительное и трепетное. Папаха ассоциируется собственно с головой. Она олицетворяет собой свободу, честь и достоинство ингуша. Снять с ингуша папаху считалось величайшим оскорблением и позором, которые смывались только ценой жизни. Носить ее должен был тот, кто считал себя мужчиной.
На выставке, посвященной национальному костюму в Ингушском музее краеведения, вниманию жителей представлены – национальные женские и мужские костюмы, большое разнообразие украшений для невесты в виде дорогих серебряных поясов и оригинальных женских нагрудников, а также другие детали свадебного наряда.
Ингушская культура имея древние корни, всегда была связана с природой. И ощущение дыхания этой природы за стенами каменных башен, умение наших предков любоваться любыми, даже скромными ее проявлениями приводят к тому, что для тех ингушских художников окружающий мир был одним из самых главных источников вдохновения. Каждый предмет и каждая вещь представленные на данной выставке - отражают глубокое понимание мира и природы, свойственное ингушскому народу.
Подготовила Дзейтова Жанна