- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Уникальный экспонат со скрытым смыслом.
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Уникальный экспонат со скрытым смыслом.
Очередное пополнение фонда Ингушского государственного музея краеведения им.Т.Мальсагова прошло накануне.
В очередной раз неоценимый вклад осуществил известный общественный и политический деятель, первый секретарь ингушского республиканского отделения коммунистической партии РФ Хамзат Кодзоев.
Предмет старины представляет собой глиняное изделие, которое отчасти было подвергнуто обжигу и напоминает железное изваяние. Диаметр его примерно 35-45 см, высота 10-15 см.
Композиция состоит из семи фигур в форме людей, которые, взявшись за руки, образовали единый, сплоченный круг . На тыльной стороне переданной композиции расположено 7 ингушских средневековых тамги (родовых ингушских знаков) что может свидетельствовать о братстве и сплоченности ингушских родов.
Ингушские средневековые тамги (родовой знак), (тамаг1а) еще сравнительно слабо изучены. Собранные в последние годы источники (археолого-этнографические, письменные, фольклорные, изобразительные), уже позволяют сделать о них некоторые выводы. Во-первых, в средневековье тамги имелись только у местных ингушских родов, которые обязательно должны были располагать собственным башенным замковым комплексом, культовой постройкой (храмом, святилищем, священной рощей), погребальной склеповой усыпальницей и горной вершиной. Как правило, они также имели значительное число хорошо вооруженных и обученных воинов, в любой момент готовых встать на защиту не только своего конкретного рода, но и всего общества. И каждый подобный ингушский род располагал общей отличительной тамгой, являвшейся своеобразной «визитной карточкой» знати общества (как, например, в селах Харпе, Эрзи, Эгикал, Хамхи, Таргим, Барах, Евлой, Пялинг, Ний и др.) Правда, у наиболее крупных ингушских разветвившихся родов (в частности, Евлой, Оздой, Хамхой), постепенно образовавших ряд новых башенных поселений, уже появляются по нескольку тамг по фамильному признаку (Д.Чахкиев). Во-вторых, тамги обычно аккуратно выбивались линейной техникой на фасадных стенах башенных комплексов. У старейшин или вождей родов имелись еще и перстни-печатки с изображением тамг. Последними часто скреплялись документы при заключении различных договоров и соглашений (с Россией, Грузией и др.). Например, в 1810 г. при «приведении к присяге на вечное подданство» России «лучшие и почетнейшие люди шести фамилий ингушского вольного и никому неподвластного народа приложили перстные свои печати» на итоговом договоре-соглашении. Интересно, что в крупнейшем общенациональном храме Тхаба-Ерды долгое время находился под присмотром потомственных священнослужителей из рода Евлой большой медный котел с выбитыми изображениями тамг — «отличительных знаков благородных ингушских родов», который использовался во время всенародных праздников и торжеств (Д.Чахкиев).
"На данный экспонат обратили внимание мои дети , которые и уговорили меня его приобрести. Я, в свою очередь, взяв его, заметил необычные и знакомые знаки на обратной стороне уникального предмета , которые я видел на ингушских родовых башенных комплексах. Недолго думая я решил приобрести его и передать в фонд вашего музея, ведь это достояние всего ингушского народа " - прокомментировал Хамзат Кодзоев.
В случае подтверждения большой исторической ценности предмета , он станет полноценным экспонатом с индивидуальным регистрационным номером и персональным местом в экспозиции зала археологии.