- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Выставка «Полет в бессмертие»
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Выставка «Полет в бессмертие»
Сегодня 7 февраля в школе №2 г.Назрань прошла выставка с лекцией «Полет в бессмертие»
приуроченная к 31 годовщине гибели Героя РФ С.С.Осканова. На выставке представлены: фотографии, книги, газетные статьи и личные вещи, принадлежавшие ему. 7 февраля 1992 года, в небе над поселком Хворостянка Добринского района Липецкой области произошла страшная трагедия. Во время тренировочного полета у военного истребителя МИГ-29 отказало управление, и самолет на огромной скорости врезался в землю и взорвался. За штурвалом МИГ находился начальник Липецкого центра боевой подготовки и переучивания летного состава ВВС, генерал-майор авиации Суламбек Сусаркулович Осканов, который ценой собственной жизни предотвратил падение боевой машины на жилой посёлок. Как говорят военные эксперты, летчик мог катапультироваться и остаться в живых, но генерал избрал другой путь... Проведенные исследования причин воздушной катастрофы показали, что в тот трагический день на пилотируемом им самолете в условиях нулевой видимости частично отказала система навигации, и летчик, выйдя из облаков, увидел под своей боевой машиной стремительно приближающиеся огни населенного пункта. Он узнал эту местность и ясно осознал, что над жителями поселка Хворостянка нависла смертельная опасность. Несмотря на то, что для принятия решения у Осканова оставались считанные мгновения, он не дрогнул, и его мужественное сердце сделало свой выбор. Ценой нечеловеческих усилий Суламбек Сусаркулович сумел совершить маневр, позволивший отвести падающий самолет от деревни Козельки, и его боевая машина упала на окраине населенного пункта. Наутро после катастрофы на месте падения самолета Осканова, из Липецка и Москвы прибыли высокие чиновники. Всех, конечно, интересовало одно: почему так произошло, и что явилось причиной отказа целой системы управления самолетом, приведшего к такой катастрофе? Военные исследователи и эксперты вынесли, наверное, по этому случаю свой вердикт, который однозначно подтверждает, что подвиг Осканова стал одним из тех событий, которые легли в фундамент новой России, сильной и крепкой.
После трагедии конструкторы выявили брак в одном из узлов системы управления МиГов. Этот недостаток впоследствии был устранен, и подобные аварии больше не повторялись.
За мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, начальник Липецкого центра боевой подготовки Военно-воздушных сил Министерства обороны России, генерал-майор Суламбек Осканов стал Героем Российской Федерации, удостоенным высшей награды, к сожалению, посмертно. Заслуженный военный лётчик СССР, заслуженный специалист Вооружённых сил СССР, кандидат военных наук РФ Суламбек Осканов за время службы в авиации был награждён орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» и многими другими медалями. После трагической гибели Осканова его имя было присвоено аэропорту «Магас», нескольким улицам и школам в Липецке и Республике Ингушетия, а на месте крушения самолета в Липецкой области и на территории аэропорта «Магас» установлены памятники.
Силами энтузиастов под руководством бывшего директора Плиевской средней школы № 13 Малики Гордановой в одном из кабинетов этой школы открыт музей С. Осканова, который посещают не только жители Ингушетии, но и гости республики. Прошло достаточно много времени, как Суламбека Сусаркуловича нет среди нас. С тех пор место падения самолета настоящего защитника Родины, рыцаря неба, вставшего на страже ее покоя, военные летчики называют точкой Осканова. И каждый раз перед взлетом обращают свой лик в эту сторону, будто просят благословения у своего командира.
Суламбек Сусаркулович Осканов останется образцом мужества, чести и достоинства.
Гл.научный сотрудник музея краеведения им.Т.Х.Мальсагова П.Х.Албагачиева