ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

virtualmuzei2

 ING

Главная

Символ солнца и огня

DSC 5708 пар 1

         Издревле ингуши с почитанием относились к очагу. Кхуврч (очаг), согласно народному сознанию ингушей, в древности символизировал культ огня, культ предков и семейное единение. 

              Кхуврч являлся непременной принадлежностью жилого помещения в горах. В нём всегда, зимой и летом, днём и ночью, горел огонь, над ним висел котёл на священной цепи.

Очажная цепь считалась священной. Вблизи нее не должна была пролиться кровь, нельзя было произносить дурных слов. Даже кровную месть не свершали вблизи очага. Любой из кровников, если ему удавалось дотронуться до очажной цепи, должен был быть принят как гость. Обнять же чужую очажную цепь означало, что человек ищет защиты, желает стать названым братом.

Молодая девушка, которая выходила замуж, прощалась с очажной цепью в родном доме, затем ее обводили вокруг цепи в новом доме, тем самым приобщая ее к новой семье. Очаг является символом жизни и благополучия в доме, что объясняет такое трепетное отношение к очажной цепи. 

DSC 5711 апр 2

Огонь считался чистым и самым почитаемым культом. У очага с огнём не положено было ругаться, его нельзя было тушить, сыпать мусор и др. Очаг и огонь выступали как ценности, на которых держалось благополучие семьи. Очаг и постоянно горящий в нём огонь считались самым священным местом в доме. Согласно народному сознанию ингушей, культ домашнего очага тесно связан с культом   предков.
          В очаге зимой и летом беспрестанно тлели дрова и угли. Огонь в жилище приходилось поддерживать круглые сутки. Это было связано и с рядом суеверий и трудоёмким процессом добывания огня. Со временем появлялись «секреты» сохранения огня. «Каждый вечер хозяйка сгребала железной лопаткой жар на очаге в кучу и, прикрыв сверху золой, приговаривала: «Дай бог, чтобы огонь сохранился», или «Дай бог, чтобы огонь век был целый».

          В нартском эпосе герои при встрече приветствовали друг друга словами: «Пусть огонь ваш не угаснет». У стен святилища совершались языческие ритуалы и обильное жертвоприношение. «Важным в жизни ингушского общества было представление об огромной охранительной силе огня. В прошлом ингушей существовал обычай, связанный с погребальным обрядом, когда было принято растирать углем то место пола, где лежало тело умершего, тотчас после его выноса, а в комнате в течение трех дней поддерживался огонь. Делалось это, чтобы изгнать из дома смерть и не дать возможности          душе          умершего   вернуться».
          О значимости культа огня у ингушей говорят слова, считающиеся проклятиями для адресата: «Ц1и йойла хьа даь» (чтоб огонь отца потух), что подразумевает выражение «Чтоб перевелась ваша семья». Но такие слова произносили        крайне          редко.
      «Иметь башню, а значит быть хозяином очага, слыть человеком слова и чести, следовательно, иметь свой значимый статус в обществе – было значимо и ценно. Потеря огня в очаге  или имени являлись равнозначными понятиями, что означало: «Наха нис ма ваххалва х1о» (чтобы ты не жил      равным       среди           людей)».
          Только несколько выражений, приведённых И.Базоркиным в романе «Из тьмы веков», подтверждают значимость культа очага для ингушей: «он очнулся, вздрогнул при мысли,  что  погас  огонь  отцов», «…глаза, смотрели на этот вечный огонь отцов …кто и как зажёг его первым, чтобы обогреть своих потомков…»,  «огонь отцов никогда не должен погаснуть»;  умирая Гарак перед смертью завещает Калою: «…Не оставляй башню…Мы всегда здесь у очага…не бросай нас…»; Турс принёс оленя с охоты, и прежде чем приступить к ужину его жена «плеснула в золу жирного бульона, а Турс отрезал и бросил кусочек печени и мяса в огонь для предков…». Таков был обычай почитания духов предков, живущих якобы дома и получающих свою долю через «пламя  неугасающего  очага», а с принятием ислама через саха (милостыню), которую регулярно дают мусульмане-ингуши, памятуя предков.

DSC 5712 вапр 3

      Ещё ранее прикосновением руки к склепу прощалась невеста с родительским домом. Склепы ингуши строили недалеко от селений. Культ предков и культ очага сливались здесь воедино.

         Приглашаем всех желающих посетить музей и ознакомиться с выставкой «Символ солнца и огня».

DSC 5713 арпр 4

DSC 5714 рппар 5

Экскурсоводы музея расскажут об этих и других экспонатах, отражающих историю и культуру ингушского народа.

          Посетить выставку можно также в рамках программы «Пушкинская карта».

 

                                                                                                                Научный сотрудник музея краеведения им. Т.Мальсагова
                                                                                                                                                                         по археологии Гойгова Роза.

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood