- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Средневековая одежда
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Средневековая одежда
Сегодня в Ингушском государственном музее краеведения им. Т. Х. Мальсагова открылась выставка «Средневековая одежда». На нашей выставке представлены мужская, женская средневековая одежда и головные уборы, которые датируются 16 – 18 вв.
Ингушская женская средневековая одежда. Обычно средневековая одежда шилась из грубого холста и шерстяной ткани ручной выделки (синей, красной, коричневой). Подол и рукава шерстяной одежды обшивали шелковой тесьмой. Женская средневековая одежда отличалась особой нарядностью. Основными частями женской средневековой одежды являются: платье-рубаха, бешмет, штаны-шаровары, головной убор – «курхарс», обувь и украшения. Платье шилась из грубого холста и шерстяной ткани ручной выделки. Подол и рукава шерстяной одежды обшивали шелковой тесьмой. Талию опоясывали кушаком из шелка или холста, к которому подшивалась небольшая сумочка из шелка или бархата. Наряд женщины дополнялся украшениями: агатовыми, перламутровыми или стеклянными бусами, бисером, золотыми, серебряными или бронзовыми височными кольцами, серьгами, кольцами-подвесками и браслетами из меди, бронзы или серебра, а также различными монетам. Все верхние платья, особенно шелковые, обычно имеют яркие цвета: красный, синий, зеленый, оранжевый. Кроме рубах и платьев женщины имели шаровары из холста или тонкой материи. Ноги были обуты в чувяки или сапожки на мягкой подошве из цветного сафьяна.
Курхарс — традиционный головной убор ингушских женщин, бытовавший вплоть до конца ХVIII века. Курхарс на Кавказе только в Горной Ингушетии.
«Курхарсы» были атрибутом парадной, выходной одежды ингушских девушек и надевались во время праздников и «выхода в свет». Он стоил от 5 до 15 коров. И неудивительно. Войлочная основа курхарса покрыта двумя слоями ткани, он декорирован китайским шелком и парчой, лентами, вышитыми серебром, и серебряными цепочками ручного плетения в четыре ряда; на затылке висела искусно вышитая шелковая деталь, а на лобной части крепились серебряные бляшки. Некоторые курхарсы украшены тисненой кожей иранского происхождения. Курхарсы носили вместе с височными кольцами. Впервые в письменных свидетельствах сведения об этом ингушском головном уборе появляются в 1638 году. Послы московского царя князь Федор Волконский и дьяк Артемий Хватов, направлявшиеся в Кахетию, описали свой путь через «кабаки горских владельцев»: «Сии кабаки расположены по обе стороны сего ручья; домы в них каменные, выстроены в горах; мужчины одеты по-черкесски, а женщины носят на головах рога в пол-аршина».
Головы ингушских женщин украшали массивные плоские медные или бронзовые и серебряные височные восьмилопастные кольца. У шеи находились низки, состоящие из набора разнообразных бус: сердоликовых, стеклянных и из цветной пасты. На пальцах рук надето иногда по нескольку бронзовых и серебряных колец и перстней с глазками из цветного стекла. Талию опоясывал кушак из шелка или холста, к которому привязывались железные ножницы, а также сумочки с шелковыми цветными нитками, иглами и наперстками, деревянные гребни и очень редко стеклянные зеркальца в деревянной оправе.
Ингушская мужская средневековая одежда, которая состояла из рубахи, бешмета, штанов, головного убора, обуви, украшения и оружия. Поверх рубахи - «коч», надевался бешмет-«г1овтал», на который одевался пояс с боевым кинжалом и другим оружием. Шили его из плотной ткани красного, коричневого, черного или синего цвета. Штаны-шаровары («хачи») шили из сукна. Элементом одежды особого почитания у ингушей был головной убор. Конусовидный убор-«кий», сшитый из 4-12 клиньев обычно разных цветов: черный, коричневый, синий. Особо выделялся тип боевых стеганых шапок. Бытовали и оригинальные тюбетейки с богатой вышивкой (золотым и серебряным шитьем). Мужская одежда иногда дополнена узким ремешком с металлическими бляшками.
Мужская и женская обувь в прошлом была схожей во многом. Наиболее популярной, распространенной была обувь, сшитая из сыромятной кожи с подошвой, плетенной из ремней. Это легкая кожаная обувь, внизу которой вместо подошвы прикреплены крестообразно ремни, чтобы не скользила нога по снежным и травянистым покатостям.
Хулчеш – из хорошо промятой сыромятной кожи с плетеной из ремешков подошвой. Последнего рода обувь употребляется для хождения по горам, так как не скользит по камням, а цепляется своей подошвой. У щиколотки хулчеш завязывали кожаной тесьмой. Надевали хулчеш на голую ногу, подкладывая внутрь траву, которую для этой цели специально собирали в горах и сушили. Трава была очень мягкая, тонкая, в тонине не шелушилась, так что ее можно было использовать неодноразово. Швы хулчеш прошивались тонким ремешком, который изготовлялся из шкуры молодого теленка. Такой ремешок имел ряд преимуществ: во-первых, он намного крепче, чем из шкур домашних животных; во-вторых, очень тонкий и удобно продевается через дырочки, которые делали шилом; в- третьих, когда хулчеш намокали, ремешки меньше растягивались.
Экскурсоводы музея расскажут об этих и других экспонатах, отражающих историю и культуру ингушского народа.
Научный сотрудник музея
по залу археологии Роза Гойгова.
по залу археологии Роза Гойгова.