ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

Логотип Территория Победы

Логотип Музей Победы

virtualmuzei2

 ING

Логотип РВИО

Главная

1924-2016гг. 92 года Ингушской автономной области

 4 июля 2016г. исполняется 92 года Ингушской автономной области.Ingush avtonomia

Ингушский музей и НИИ. 

Происходит слово «Музей» от греческого «муза» и «музейн» и означает место, посвященное музам, храм муз. Музеи осуществляют не только собирание, хранение и экспонирование памятников культуры, но и являются лабораторией для ученого и зрелищным учреждением как объект туризма и воспитательным учреждением, формирующим патриотизм и гражданскую активность.

Эти функции музея складывались исторически, и первые из них появились на заре человеческой истории. До резолюции были достигнуты значительные успехи в музейном деле – появились «местные», «родиноведческие музеи в провинциях», центральные музеи. Такие, как Российский Исторический музей, этнографический отдел Русского музея занялись изучением российских народов, в том числе и кавказских. С 1852 г. в Тифлисе работал Кавказский музей, считавшийся одним из лучших в России.

     Непосредственно у народов Северного Кавказа музеи появились в конце XIXвека в виде музея Терской области в г. Владикавказе (1897), музея Северного Кавказа в Ставрополе (1905), музея кустарных промыслов Дагестана в Темир-Хан-Шуре (1913). После революции с образованием Горской АССР в ее центре Владикавказе был открыт Северо-Кавказский НИИ краеведения и при нем Научный музей, образованный на базе бывшего музея Терской области.

     По мере дальнейшего национального – государственного строительства, выделения из ГАССР отдельных национальных автономий, свои НИИ и музеи стали иметь все горские народы, в том числе и ингуши. Какими же были Ингушский НИИ и музей, как они работали в 20-30 годы?

     Ингушский НИИ краеведения был образован 4 декабря 1926 г. на базе кадров Северо-Кавказского Института, переведенного в г. Ростов. В течение нескольких месяцев материальное его положение оставалось неопределенным. Смета была утверждена в феврале 1927 г.

    В том же здании находился и музей, существовавший с 1927 года как Ингуше-Осетинский, призванный обслуживать две разъединившиеся области. Это положение было ненормальным, о чем неоднократно говорили сотрудники. Так на заседании метод. комиссии по краеведению Главнауки Наркомпроса от 11 мая 1927 г. ученый секретарь Л. П. Семенов отмечал, что по существу это – Ингушский музей. Осетия им мало интересуется, слабо использует и не субсидирует, трактуя его как ингушский, тем более, что он находится в помещение «ИНИИ». Посещаемость музея была довольно высокой для того времени – до 21 тыс. человек в год. Задумайтесь над этой цифрой. Музейные сотрудники Г. К. Мартиросиан. А. К. Вильямс и Х.-Б. Ахриев вели основную научно-просветительную работу – читали лекции по природе, экономике и истории края. О прошлом и настоящем города Владикавказа: организовывали выставки, как например «Культурное строительство в Ингушской области», посвященной 10-летию Октября и «Памятники природы и древности Ингушетии в рисунках и этюдах И. П. Щеблыкина».    

             Наконец 5 января 1928 г. Фонды Ингуше-Осетинского музея были разделены между Ингушетией и Осетией и часть поступила в образовавшийся краевой музей горских народов в г. Ростова-на-Дону. С этого момента начинается успешная плодотворная деятельность Ингушского НИИ и музея. Залогом этих успехов была теснейшая связь обоих учреждений, единые штаты в количестве 7 человек, сотрудников Северо-Кавказского института краеведения, как было сказано ранее). Следует назвать их: археолог и историк литературы Л. П. Семенов, экономист Г.К. Вильямс зоолог Л.В. Беме, ботаник профессор В.Ф. Раздорский, художник Х. Б. Ахриев и директор О.С. Ахриев. Каждый, из которых по своему вкладу заслуживает особой признательности и специальной статьи

    Нештатными сотрудниками были художник И. П. Щеблыкин, З. К. Мальсагов, преподаватели горских вузов. Почётными членами ИНИИ были избраны академик Н. Я. Марр, членкорами – профессора и. Н. Бороздин, А. А. Захаров (Москва) С. А. Гутаез А. Н. Кириченко (Ленинград) этнограф Б. Далгаш (Махачкала).

     В архивных документах и периодической печати 20 – 30-х годов запечатлелось чрезвычайно внимательное и доброжелательное отношение в Ингушской автономной области к развитию краеведческого дела со стороны Ингушского исполкома. Благодаря его материальной и моральной поддержке ИНИИ получил возможность вести научно-исследовательскую и музейную работу.

     Институт продолжил комплексные экспедиции начатые в Ингушетии Северо-Кавказским Институтом краеведения в 1925 г. и руководил ими Л. П. Семенов непременным участником всех археолого-этнографических разысканий на территории Ингушетии был и художник И. П. Щеблыкин. Привлекались к участию в экспедициях и московские ученые, как например член Научной Ассоциации Востоковедении при ЦИК СССР, редактор журнала «Новый Восток» который и посвятил работе Ингушского НИИ много страниц этого журнала. Успешности этих первых экспедиций способствовало участие в них «знатоков языка и обычаев местного края З.К.Мальсагова и Х.-Б. Ахриева» (как пишет Л. П. Семенов в своих отчетах). Эти имена заслуживают особого места не только в истории становления таких научных учреждений как НИИ и музей, но и всей ингушской культуры в целом. З. К. Мальсагов был первым во многих областях национальной культуры и оставил заметный след. Нарком просвещения ГАСС с 1923, а после ее упразднения – заведующий Ингушским ОНО, Заурбек Куразович еще в 1922 г. представил проект алфавита на латинской основе, приняты как обще горский. На основе своей графики он начал издание первой ингушской газеты «Сердало» и стал её первым редактором он был автором первых художественных произведений на ингушском языке, автор многих научных работ по языку и истории. С 1924 по 1926 г.

     Мальсагов состоял первым председателем Ингушского литературного Общества. Будучи на учебе в Ленинградском Государственном университете на факультете языкознания племен (по 1930 г.), он был членом комиссии АН СССР по изучению племенного состава РСФСР, член корреспондентом Центрального Бюро Краеведения, сотрудник филиала Закавказской АН, член Научного Совета Всероссийского ЦК нового, тюркского алфавита. Мальсагов З. К. был дружен с Н. Ф. Яковлевым, членом Северо-Кавказского Комитета при НКП РСФСР, который посетил Ингушетию в 1920 и 1921 гг. и выпустил в 1925 г. в Москве книгу «Ингуши».

   Во многом благодаря З. К. Мальсагову появилась работа и другого ученого из Ленинграда А. Н. Генко «Из культурного прошлого ингушей».

   После завершения учебы в Ленинграде с 1930 г. Мальсагов З. К. Был директором Ингушского НИИ, оставаясь на этом посту до самой смерти в 1935 г. Яркой и значительной была личность Хаджи-Бекра Бачуевича Ахриева, вся сознательная творческая жизнь которого была связана с НИИ и музеем. В 1916 г. Ахриев окончил знаменитое Строгановское художественно-промышленное училище, став первым профессиональным ингушским художником. Участвовал в революционных боях в Москве и затем в разгроме белогвардейцев на Северном Кавказе. Талантливый живописец и скульптор, автор более 20 картин и скульптурных работ, отмеченный 1 премией на краевой художественной выставке в Пятигорске (1935), Ахриев посвятил свою жизнь становлению национальной культуры. Он был членом литературного Общества, оформлял первые ингушские спектакли в театре. С 1927 г., будучи штатным художником в Ингушском музее оформлял экспозиции. В 1937 г. Ахриев был репрессирован.

   20-е годы были временем расцвета краеведческого движения в стране. Одним из важных направлений работы ИНИИ было содействие развитию школьного и студенческого краеведения. В школах, в пед. техникуме, индустриальном техникуме. Горском сельскохозяйственном Институте действовали краеведческие кружки. Для учителей школ ИНИИ проводил краеведческие конференции и показательные лекции в музее. С 1929-30 гг. в программе преподавания вузов вводились кавказоведческие дисциплины и учреждались специальные кафедры. При горском пединституте работали кафедры кавказоведения, осетиноведения предполагалось открыть кафедру чечено-ингушеведения (о чем сообщалось в журнале «Революция и горец»). Проводились совместные заседания студенческих обществ Осетии и Ингушетии, как, например, по случаю приезда 7 августа 1930 года во Владикавказ академика Н. Я. Марра, директора НИИ этнических и национальных культур и народов ССР. При ИННИ в 1931 г. была открыта аспирантура, первыми выпускниками которой были М.Ф. Аушев, К.М.Куркиева, И.Ч.Ахрива М.Х.Кодзовева.

     Огромную роль в развитии краеведческого движения и национальной культуры в целом играла издательская деятельность Института, с 1928 г. выпускавший свои «Известия». (До 1934 г. вышло 4 выпуска).

   Ингушский НИИИ поддерживал тесные связи со всеми горскими и краевыми краеведческими учреждениями и организациями ИНИИ высылал материалы для выставки в Москве об успехах национальной политики, организуемой Северо-Кавказским отделением Всесоюзного Общества культурных связей за границей   (ВОКС). Для одного из номеров «Бюллетеня» ВОКС, выходящем на французском, английском и немецком языках была написана статья «Ингуши» профессором А. Ладыженским, председателем Северо-Кавказского краевого Общества археологии, истории и этнографии.

     В первые годы существования Ингушский музей посетили профессор Кембриджского университета Е. Н. Миниз, который отметил своих работах , найденное в Духейрахском ущелье экспедицией под руководство Л. П. Семенова бронзовое изображение оленя. В 1928 году в нем побывал профессор Гельсинфорского университета известный археолог А. М. Тальгрен. Им были описаны отдельные предметы из коллекции музея. С самого своего начала самостоятельного существования и до его ликвидации, Ингушский музей был признан Наркомпросом СССР как «один из здоровых и жизнеспособных на всем Северном Кавказе».

    Первым среди всех в Ингушском музее был создан отдел социалистического строительства и «музей Революции». Побывавший в музее в 1930 г. нарком просвещения СССР А. В. Луначарский отметил большую ценность историю революционного отдела. В музее было хорошо налажены учёт и хранение. В экспозиции, состоящей из 4 отделов – природы и края, истории, революционного прошлого и социалистического строительства – было использовано 3011 предметов из 4064 имеющихся. Особа достойна удивления была собирательская работа в музее, которая осуществлялась без всяких средства. Сотрудник ГИМА, специалист музейного дела Е. И. Крупнов. Посетивший музей Северного Кавказа и сделавшего о них обзор в журнале «Советский музей» особо уделяется Л. П. Семеновым и Х.-Б. Ахриевым, которые в течение 9 – 10 лет кропотливой работы собрали чрезвычайно важные данные по учету памятников материальной культуры. Е. Н. Крупнов выделил энтузиазмом музейных работников. Отмечая директоров Ингушского и Чеченского музеев, он писал «В умении организовывать и руководить делом О. А. Мальсагову и З. Шерипову нет равных».

    В 1934 г. произошло объединение Ингушской и Чеченской автономных областей, что и повлекло за собой нарушение нормальной работы уже сложившихся учреждений : Ингушский НИИ был переведен в Грозный, а музей находился 2 года в неопределенном положении и противостоял попыткам перебросить и его в Грозный. Ингушский обком партии в принятом постановлении в связи с переводом НИИ среди мер указывает на необходимость сохранения связи между НИИ и музеем и на открытие филиалов музея на курорте Армхи. В 1936 г. музей получил статус районного Реорганизация экспозиции, начатая в 1936 г., в 1937г. была закончена. Посещаемость стала вновь расти 7616 человек против 4741 в 1936 г. Работники музея принимали участие в раскопках, проводимых в Ингушетии ГАИМК под руководство А. П. Круглова 1934 г. и ГИМ под руководство Е. И. Крупнова в 1935-1938 гг. начали изучение и реставрацию храма Тхаба-Ерды. Музей проводил выездные выставки, как в колхоз им. Черноглаза сел. Базоркино где показывались достижения пригородного района, (о чем сообщала периодическая печать) .

      Ингушский музей поддерживал связи с центральными музеями. Из ГИМа поступило в Ингушский музей в 1938 г. 71 экспозиция: оружие, бытовая утварь, фото и др. А в музей С. М. Кирова в Ленинграде были посланы материалы по их просьбе.

     Таким образом, и в статусе районного, Ингушский музей во Владикавказе продолжал разностороннюю деятельность: находясь в гуще жизни своего народа и обслуживая его культурные потребности.

     Однако шаг за шагом постепенно сводились на нет его успехи. В 1938 г. встал вопрос о переводе богатой библиотеки в 22754 томов, находящейся в ведении музея. В Грозный, вслед за переброской НИИ. Работниками музея было составлено письмо против постановления Совнаркома о переводе библиотеки и архива из Орджоникидзе в Грозный. В нём было сказано, что «Для музея ведущего систематическую научно – исследовательскую работу по изучению местного края и обработки собираемых материалов, библиотека и архив имеют исключительную важность и что без них музей – мертво учреждение». Но это был глас вопиющего в пустыне он остался не услышанным. В 1939 г. был ликвидирован и сам музей, и его фонды в составе более 4000 экспонатов были перевезены в Грозный.

   История этих учреждений – часть общего процесса драмы национально – культурной политики страны. Она должна служить уроком самоотверженности и нравственности во имя народа и одновременно предостережением от новых ошибок, которые неизбежны на пути создания своей государственности установления отношений с соседями. Не забыть бы обо всем этом теперь.

   Эту работу сегодня активно продолжает ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Х. Мальсагова вот уже более сорока лет.

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood