ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

Логотип Территория Победы

Логотип Музей Победы

virtualmuzei2

 ING

Логотип РВИО

Главная

Сохраняя культуру, сохраняем народ

1ажргаш 1Стежок к стежку, игла рисует 
Сложнейший колорит шитья. 
И вышивальщица рискует, 
Уйти за грани бытия...

    Всестороннее глубокое изучение народного творчества имеет неоценимое значение не только для более полного освещения истории и этнографии, но и для успешного развития и обогащения современной культуры и многовекового опыта, традиций, художественных сокровищ народа.

   Недолговечность материалов, применявшихся в вышивке, активное использование вышитых предметов в быту — главные причины того, что дошедшие до нас образцы народной вышивки сделаны в основном в середине XIX — начале XX века. Это наследие отмечено богатством и оригинальностью орнаментальных композиций, многообразием и совершенством техники исполнения. Все это — примеры зрелого мастерства, свидетельствующие о древности и популярности вышивки в быту у ингушей

1ажргаш 2   Умение шить золотом, ткать галуны, изготавливать из серебряных и золотых ниток басонные изделия (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески) считалось обязательным для девушек из знатных семей. Этому искусству начинали обучать рано. Золотое шитье воспитывало эстетический вкус, обеспечивало строгое знание обычаев, скромность в манерах, сдержанность в выражении чувств, послушание и уважение к труду.

    Характерной особенностью золотого шитья ингушей было удивительно гармоничное сочетание вышивки с галунами, шнурами из золотых и серебряных ниток. Применение всех этих элементов в украшении одежды было тонко продумано и создавало специфический стиль, отличный от золотошвейного искусства других народов. Источником получения золотых и серебряных нитей, а также дорогих тканей в период средневековья были Византия, Венеция и Генуя, позднее Турция, Крым.

    Для всех видов шитья применяли трафареты, вырезанные из бумаги, картона. Трафареты изготавливали сами вышивальщицы. Секреты изготовления узоров передавались из поколения в поколение. При изготовлении шитья «в прикреп» или выкладкой, пользовались трафаретом только для нанесения контура узора, что позволяло его многократное использование. Когда же шили гладью, трафарет оставался под шитьем.

Наибольшее распространение гладь получила в XIX — начале XX веков, хотя встречалась и ранее. Узор вышивался непосредственно на украшаемой ткани. Предварительно из бумаги или тонкого картона вырезали трафарет, нашивали его на ткань, а затем покрывали поперек золотыми или серебряными нитями, закрепляя их шелком по контуру узора. Иногда контуры обводились тонкой тесьмой. Шитье «гладь» не лощили, и оно было более выпуклым за счет самого трафарета из картона или дополнительной прокладки. Вышивка гладью применялась чаще всего на мелких вещах, в одежде — на женских головных уборах и нагрудниках.
Кур Харс. с.Пялинг     В золотой вышивке широко применялась тесьма в сочетании с расшитыми элементами в технике «в прикреп». Разнообразные по типу шнурки, имеющие круглое или плоское сечение, плелись наиболее примитивно, без всякого станка, только руками мастериц. Одна из женщин надевала на палец особым образом натянутую основу — нить, другая надевала на пальцы обеих рук несколько петель, образованных с противоположной стороны основы. Вторая быстрым движением перебрасывала петли основы с одной руки на другую в определенном порядке, чередуя их через одну или две.

Тесьма, плетущаяся из ниток, особенно золотых, имела иногда вид сложной цепочки и использовалась тогда не для обшивания одежды, а в виде отдельного элемента: шнур для револьвера, шейное женское украшение, шнур для часов. Из них же оплетается круглый шарик — пуговица. Мелкие кисточки украшают женскую шапочку, спускаясь на шнурке в виде бахромы, прикрывают переднюю часть шапочки. Большой кистью из шелковых и золотых нитей украшается конец мужского башлыка. Таким же шнуром или золотыми и серебряными нитками оплетались часто кисти покупного шелкового платка, образуя шарики.

    На сегодняшний день в фондах музея очень мало предметов прикладного искусства, вышедшие из под рук наших ингушских женщин. Это несколько белых накидок с машинной вышивкой и мережкой переданные в дар дочерью основателя музея Аллой Тугановной Мальсаговой. В коллекции есть четыре настенных конверта для часов или украшений. Причем во всех конвертах узор нанесен вышивкой гладью золотыми нитями и орнаментированы басонными изделиями (кисти, шарики, шнуры, цепочки, плетеные подвески). Они уникальны, но, к сожалению, все это не пропагандируется. Сейчас ручную вышивку вытеснила машинная, а зачастую узор заполняется камнями, бисером или бусинками. А ведь в древности каждый орнамент на шапочке, фартучке (1ажаргаш) имели свой сакральный смысл, являлись своеобразным оберегом.

      В том, что этот пласт искусства женского рукоделия не сохранился, есть субъективные и объективные причины. Во-первых, это время, которое не щадит предметы из натуральных тканей. Во-вторых, это всевозможные выселения, переселения и войны. Большей частью предметы этнографии, собранные в бытность Чечено-Ингушетии, оседали в Грозненском краеведческом музее или этнографических коллекциях Чечено-ингушского Госуниверситета. Так получилось, что все эти предметы исторического и этнографического наследия для Ингушетии на сегодняшний день утеряны.

      Сейчас много говорим о возвращении к истокам и традициям ингушского народа. Создаются масштабные проекты возрождения нашей культуры. Но мне кажется, что надо меньше говорить об этом, а больше делать: собирать материалы, создавать музеи, приобщать к традициям своего народа молодёжь. Ещё есть в сёлах люди, которые помнят, знают и любят культуру своего родного края. И очень важно успеть сохранить эти знания, чтобы всё это не забылось, не стёрлось из людской памяти.

     Задача музея и жителей нашей республики сохранить то немногое, что осталось. Не выкидывайте предметы рукоделия из бабушкиных сундуков, приносите в музей. Это могут быть и свадебные шапочки, и сумочки, и фартучки (1ажаргаш), и конверты, и кисеты, и башлыки, т.е. все то, что делали наши бабушки своими руками, создавая неповторимые сакральные узоры. Музеи должны, прежде всего, сохранять народные традиции. С их помощью обогащается внутренний мир человека. Это то место, где далёкое прошлое становится ближе, понятнее и роднее.

И давайте вместе, пока не поздно, сохраним ту культуру, которая создавалась нашим народом веками.

Зарета Местоева

сотрудник

Ингушского государственного музея

краеведения им.Т.Мальсагова

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood