ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

virtualmuzei2

 ING

Главная

Международный день авиации и космонавтики

Night10Ежегодно 12 апреля по инициативе Международной авиационной федерации во всем мире отмечается День авиации и космонавтики. Приурочено событие к первому полету человека в открытый космос. 12 апреля 1961 года советский гражданин Юрий Гагарин, носивший звание старшего лейтенанта, впервые свершил орбитальный облет Земли, который свершался на борту космического корабля «Восток» и продолжался чуть более ста минут.

Первый полет в космическое пространство вывел человечество на новую ступень развития в сфере космонавтики и исследования вселенной. Стоит отметить что в архивах музея хранится много очень ценной и важной информации об ингушских героях - летчиках  и нетолько, которые в разные промежутки времени прославили свою республику.IMG 4553

Один из ярких представителей из этого списка – Кулбужев Алихан Ибрагимович — полковник космических войск, начальник штаба Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова. Наш соотечественник внес большой вклад в развитие космической отрасли России.

Кулбужев Алихан Ибрагимович родился 2 сентября 1940 г. в с. Долакова Назрановского района ЧИАССР в большой и дружной семье.IMG 4557

В 4 года испытал на себе весь ужас выселения 1944 года и на момент возвращения на историческую родину в 1957 году был вполне сложившимся молодым человеком, с огромным желанием учиться. В 1958 году он поступает в Орджоникидзевский финансовый техникум Министерства финансов РСФСР и в 1961 году успешно заканчивает его с квалификацией «финансист». Казалось бы, что еще нужно молодому 20-летнему юноше для дальнейшего карьерного роста. Алихан атакует военкомат и настаивает на его призыв в армию. (Надо отметить, что в период депортации и немногим позже лица, подвергшиеся депортации, не призывались в ряды Советской армии). И уже оттуда по ходатайству своих командиров части поступает в Харьковское высшее командно-инженерное училище и успешно заканчивает его в 1969 г.В 1970 году в должности заместителя начальника УС по политчасти в звании лейтенант-инженер Кулбужев начинает свою службу в поселке Звездный в отделе радиотехнических средств в войсковой части 14129, связанной с работой по управлению космическими аппаратами и расположенной в г. Улан-Удэ Бурятской АССР.IMG 4563

В начале 1980 гг. продолжает службу в должности начальника штаба в звании майор-инженер.

С 1978 по 1981 гг. — слушатель заочного факультета Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского.

С 1984 по 1986 гг. Кулбужев Алихан Ибрагимович был начальником Главного испытательного центра (испытаний и управления космическими средствами) имени Г. С. Титова.

С 1986 по 1991 гг. – командир войсковой части №25589 в Казахстане, Тургайской обл., пос. Жаксы, в военно-космических войсках.

В звании полковника служил командиром одной из частей в испытательном центре космодрома Байконур.IMG 4566

Один из ярких представителей ингушского народа – Кулбужев Алихан Ибрагимович — полковник космических войск, начальник штаба Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова. Наш соотечественник внес большой вклад в развитие космической отрасли России. Последние годы его жизни прошли на службе в Главном испытательном центре испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова — центре управления полетами, который находится в ведении Министерства обороны РФ, из которого осуществляется управление космическими аппаратами. Центр управления полетами – уникальная точка на планете, через которую осуществляется прямая связь Земли с орбитальными космическими аппаратами в космическом пространстве. Сегодня освоение ближнего космоса – это каждодневная, четко отлаженная и организованная работа по сопровождению полетов орбитальных станций. Центр управления полётами – наиболее крупное научно-исследовательское подразделение Центрального НИИ машиностроения Российского авиационно-космического агентства. Вся жизнь и деятельность Кулбужева Алихана были связаны с Вооруженными силами, в рядах которых он прошел замечательный путь от курсанта Харьковского военного училища до командира отдельной воинской части. На всех этапах благородной и трудной офицерской карьеры он проявил высокую компетентность и незаурядные качества руководителя. Под его руководством и при его участии решались задачи, имеющие высокую значимость для обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности страны, сохранения ее статуса как великой космической державы.IMG 4561

Выдержка из блога "ghalgha" : Мусса Султанович Мальсагов – первый ингушский конструктор ракетной и авиационной военной техники. Талант и усердие в работе, доброта и уважительность в отношениях с коллегами сделали Муссу Султановича одним из самых авторитетных людей в КБ.

За годы работы в КБ М.С. Мальсагов получил более 10 авторских свидетельств за новшества в проектировании истребителей. Среди них две награды международной авиационной выставки в Ле Бурже (Франция). Это: 1-Торсионная уборка створок «фюзеляжа при изменении стреловидности крыла», изобретение до сих пор находящееся на вооружении; и 2-«За оригинальность исполнения конструкции системы охлаждения камер сгорания двигателей при полете истребителей на скоростях 3МАХ» (1МАХ – скорость света) 8. Самолеты – это самая большая любовь Муссы Султановича. Но в конце 60-х годов началось повальное увлечение ракетостроением. «Я поддался этой болезни – рассказывает Мусса Султанович, - о чем сожалею до сих пор»

П.О. Сухой стал руководителем дипломного проекта М.Мальсагова. Именно Павел Осипович предложил как тему проекта попробовать разработку фронтового истребителя-бомбардировщика с вертикальным взлетом. Этот проект послужил в дальнейшем основой для работы над СУ-24. На защите диплома у Госкомиссии к Муссе вопросов не было; все было изложено крайне ясно и обосновано. Только Павел Осипович спросил: "А мог бы рассказать спец часть проекта на родном ингушском языке". И Мусса рассказал, вызвав восхищение своего учителя. Тотискоса укоризненно поглядывал на некоторых своих сотрудников еврейской национальности, как бы говоря: "Вот посмотрите, он один на весь институт,а вас на каждой кафедре по несколько человек. А вы могли бы так". Мусса Султанович никогда не определял отношение к людям по их национальной принадлежности. И тогда и сейчас он дружен с людьми разных народов и вероисповедания. А среди евреев было много ученых, которые помогали ему во многих вопросах. Просто этот случай запомнился ему надолго. А, может и помог не забыть, что он ингуш.


П.О. Сухой предложил М.С. Мальсагову остаться работать в КБ в отделе фюзеляжа.Предложение было принято с благодарностью, и жизнь Муссы Султановича на долгие годы оказалась связана с конструированием военных самолетов. Мусса Султанович рассказывает: "В 1963 году в институте был организован отряд будущих космонавтов. Желающих было много, но по состоянию здоровья прошли только 10человек, в том числе и я. В течение двух лет я прошел полную подготовку под руководством космонавта Комарова. В 1964 году, при зачислении в основной отряд космонавтов, мандатная комиссия отчислила меня из отряда. Мотивировали тем, что в анкете я не указал, что мой дед был кулаком".

Дело в том, что в период создания колхозов в каждый сельсовет спускались нормы и планы с указанием количества кулаков, середняков и бедняков на каждое село.Но реальность нормам не соответствовала. Советские и партийные чиновники, в страхе оказаться зачисленными в "саботажники партийного курса"зачастую записывали в кулаки людей случайных, стараясь выбирать тех, кто по их мнению не будет мстить. Как многие невинные люди, попали в"лаки"дедушка Муссы и его брат Гуди - оба всю гражданскую войну воевавшие за власть Советов, командиры партизанских отрядов Красной Ингушетии.До сих пор Мусса Султанович удивляется и не может понять, как эти сведения могли попасть в комиссию. Ведь даже сейчас все архивы отвечают на запросы о тех годах, что документы не сохранились. Не стоит говорить о тягостности этого момента. Но Мусса выдержал этот очередной удар судьбы и не сломался. Он продолжал работать в КБ, принял непосредственное участие в разработке истребителей СУ-7, СУ-9, СУ-15, Т-100 (прототип ТУ √144) и других самолетов.

В октябре 1967 года во время израильско-египетской войны многих специалистов КБСухого, Микояна и Яковлева направили в Египет и Ливан для оказания помощи в обучении летного состава и наземных служб армий этих стран. Среди командированных, был и Мусса Мальсагов. Он оказался в г.Джибуте вместе снесколькими дагестанцами. Обидно было побывать рядом со святыми местами,известными всему миру и не увидеть их. Мусса и его друзья-дагестанцы обратились к военному командованию Саудовской Аравии с просьбой о помощи в посещении Мекки. Арабы с удовольствием помогли братьям-мусульманам посетить святыни.Государственное задание было успешно выполнено и М. Мальсагов вернулся к обычной жизни.

Талант и усердие в работе, доброта и уважительность в отношениях с коллегами сделали Муссу Султановича одним из самых авторитетных людей в КБ. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1967 году парторганизация, в которой было более500 человек, выбрала его своим руководителем. В 1968 году Мусса Султановичзакончил аспирантуру при КБ, защитил кандидатскую диссертацию с присвоением звания "кандидат технических наук ".

За годы работы в КБ М.С. Мальсагов получил более 10 авторских свидетельств за новшества в проектировании истребителей. Среди них две награды международной авиационной выставки в Ле Бурже (Франция). Это: " Торсионная уборка створок фюзеляжа при изменении стреловидности крыла ", изобретение до сих пор находящееся на вооружении; и 2- "За оригинальность исполнения конструкции системы охлаждения камер сгорания двигателей при полете истребителей на скоростях 3МАХ"( 1МАХ скорость света).

Самолеты - это самая большая любовь Муссы Султановича. Но в конце 60-х годов началось повальное увлечение ракетостроением. "Я поддался этой болезни, -рассказывает Мусса Султанович, - о чем сожалею до сих пор ". Но кто знает,может это было предопределено. Может не случайно маленький Мусса видел, как зенитчики сбивают вражеский самолет, и восхищался ими? В конце 1969-го года его пригласили в НИИ КБ ракетно-стартовых систем, где он проработал до пенсии. Уже в 1970 году он руководитель испытаний на полигоне Капустин Яр, а в 1972-м -член Государственной комиссии по приему на вооружение ракетных комплексов. Сначала 1974-го года Мусса Султанович головной технический руководитель летных испытаний ракет для атомных подводных лодок стратегического назначения, с1975-го года он ответственный представитель Генерального конструктора на Тихоокеанском флоте, наблюдающий за эксплуатацией ракетных комплексов на атомных подводных лодках. В 1981-м году Мусса Султанович окончил шестимесячные курсы Академии Генерального штаба МО СССР и получил звание полковника. В том же году был направлен уполномоченным от Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС и СМ СССР на ракетно-техническую базу ТОФ и возглавил государственный надзор за эксплуатацией ракетных комплексов. Мусса Султанович один из ветеранов Службы гарантийного и авторского надзора за эксплуатацией баллистических ракетных комплексов морского базирования (СГАН), образованной более 30-ти лет назад. За многолетнюю трудовую деятельность он был неоднократно награжден грамотами,премиями, памятными подарками.

О вручении ему медали "Oсвоение целинных земель " и ордена "Боевого Красного знамени" уже сказано выше. В 1976-м к ним добавилась медаль "За трудовое отличие", в 1977-м медаль " За доблестный труд" - "За непосредственное участие в операции по обезвреживанию радиоактивного изделия, в 1979 году - "За участие в обеспечении постоянной технической готовности стратегических комплексов морского базирования" - Почетной грамотой Главнокомандующего ВМФ СССР.

В 1981-м году Родина отметила М.С.Мальсагова присвоением ему звания"Лучший инженер КБ", а в 1982-м он стал "Лучшим инженером отрасли". Следующую награду наш земляк получил в 1985-м году - это была медаль " Ветеран труда". Возраст позволял уйти на пенсию, но Мусса Султанович продолжал трудиться и получать заслуженные награды. В 1987-м году он получил медаль "Заслуженный машиностроитель" и его имя занесли в книгу "Почетных работников Министерства транспортного машиностроения". В 1989-м году Муссу Султановича награждают медалью Генерального конструктора Государственного ракетного центра им. В.П.Макеева, ав 1991-м Президиум Совета Федерации космонавтики вручает ему медаль им.С.П.Королева. С 1993 года Мусса Султанович Мальсагов пенсионер. Он продолжает активно трудиться и закономерно продолжает получать награды.

В 1995 году он получил медаль имени Г.К.Жукова, а в 1996-м орден "300 лет Военно-морскому флоту России". В 1997-м медаль "300-летиеАндреевского флага России" была вручена М.С.Мальсагову к его 60-ти летнему юбилею.

В 1998-м году Муссе Султановичу присвоено звание "Заслуженный испытатель ракетно-космической техники" с вручением соответствующей медали. В том же году в Москве вышла в свет книга Н.С.Кожухова и В.Н.Соловьева "Комплексына земного оборудования ракетной техники (1948-1998 гг)", посвященная50-летию конструкторского бюро транспортного машиностроения. Среди консультантов, которых авторы благодарили за оказанную помощь, был Мусса Султанович Мальсагов. На 142-143 страницах этого издания есть маленькая информация о нашем земляке и его фотография. Это было одно из первых упоминанийв печати об ингушском ученом. Активным, полным сил и желания работать вступил Мусса Султанович в 21 век. Уже в 2001 году Президент РФ объявил ему"Благодарность за непосредственное участие в выполнении специального задания ". Есть в копилке наград Муссы Султановича и особо любимая -именной морской кортик, на лезвии которого выгравировано "Ракетчик Мальсагов М.С.", а на футляре красуется надпись "Мальсагову М.С. -Заслуженному испытателю ракетно-космической техники". Этот ценный подарок получен совсем недавно - 18 декабря 2003 года к 30-летию Службы ГАН(гарантийного и авторского надзора за эксплуатацией комплексов морского базирования). При этом в приказе командующего Тихоокеанским флотом имя Мальсагова М.С. стоит первым, и он единственный из всех награжденных получил столь ценный подарок. Мусса Султанович Мальсагов испытывал надежность сложной техники, а жизнь испытывала на прочность его самого. Чтобы добиться результата в работе, он был вынужден почти всю жизнь провести вдали от малой Родины. Но онне забывал семью, своих родителей, братьев и сестер. При любой возможности старался навещать дом и могилы погибших на Великой Отечественной войне дяди Ахмеда и дяди Магомеда. Говорят, что каждый мужчина должен построить дом,посадить дерево и вырастить сына. Дом Муссы Султановича крепок не только стенами, но и дружной семьей. Сад разбить он тоже успел. Но главное его дерево- это творческая работа изобретателя, которая продолжает давать плоды. И сына он тоже вырастил.

Александр Муссаевич Мальсагов родился в 1968 году, окончил школу в 1985 году и по стопам отца отправился учиться в МАИ на факультет космонавтики.Специализировался на кафедре "Жизнеобеспечение космических и летательных аппаратов". Как и отец он совмещал учебу с работой научным сотрудником.Получив диплом в 1991-м году, остался работать на родной кафедре. Окончив аспирантуру, был избран доцентом кафедры и проводил большую работу со студентами филиалов МАИ на ракетных полигонах Байконур, Плесецк и Свободный. За успехи в творческой работе Советом Федерации космонавтики и Росавиакосмоса награжден медалью отрасли. В середине 90-х годов отношение к космонавтике стало недопустимо пренебрежительным. От безденежья и отсутствия перспективы молодые ученые уезжали за границу или уходили в коммерческие структуры. Александр сначала перешел работать в академию "Новые технологии", в отдел под руководством академика В.Адамовича. Написал десяток научных статей и выполнил компьютерное оформление книги В.Адамовича "Жизнь вне Земли". В 1997году его пригласили работать в Совет Федерации в качестве консультантавнеэкономических связей с Юго-Восточной Азией. А в 1998 году - начальником отдела компьютеризации и информации одного московского банка, где он продолжает трудиться в настоящее время. У Татархана Мальсагова было три сына. Двух из них унесла война. У третьего - Султана тоже три сына и у каждого из них есть свои сыновья.Род Мальсаговых продолжается. И пусть он и все ингушские фамилии, и все люди,которые хотят жить честно и мирно, множатся и здравствуют вечно. Пусть никто не теряет безвременно своих сынов и дочерей. Пусть в их двери не постучится страшное слово война. Мусса Султанович всю свою жизнь служит именно этому. Ихотя он прожил её вдали от родных мест, его сердце всегда с Ингушетией. Сегодняон говорит всем нам: Перед Аллахом и своей совестью я честен в том, что где бы я ни был, никогда честь рода Мальсаговых не ронял и старался достойно представлять ингушский народ. Желаю своему народу благополучия, мира, мудрости наших стариков.

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood