ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     для картини

virtualmuzei2

Буклет музея ИГМКРИ

адрес:

г. Назрань,

ул. Осканова,

д. 29

 

Телефон:

8 (8732) 22-62-56

 

maill

 

Музей открыт:

с 9.00  до 18.00

 

220 69ca3 b4e87d2b XL2

Главная

Международный день авиации и космонавтики

Night10Ежегодно 12 апреля по инициативе Международной авиационной федерации во всем мире отмечается День авиации и космонавтики. Приурочено событие к первому полету человека в открытый космос. 12 апреля 1961 года советский гражданин Юрий Гагарин, носивший звание старшего лейтенанта, впервые свершил орбитальный облет Земли, который свершался на борту космического корабля «Восток» и продолжался чуть более ста минут.

Первый полет в космическое пространство вывел человечество на новую ступень развития в сфере космонавтики и исследования вселенной. Стоит отметить что в архивах музея хранится много очень ценной и важной информации об ингушских героях - летчиках  и нетолько, которые в разные промежутки времени прославили свою республику.IMG 4553

Один из ярких представителей из этого списка – Кулбужев Алихан Ибрагимович — полковник космических войск, начальник штаба Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова. Наш соотечественник внес большой вклад в развитие космической отрасли России.

Кулбужев Алихан Ибрагимович родился 2 сентября 1940 г. в с. Долакова Назрановского района ЧИАССР в большой и дружной семье.IMG 4557

В 4 года испытал на себе весь ужас выселения 1944 года и на момент возвращения на историческую родину в 1957 году был вполне сложившимся молодым человеком, с огромным желанием учиться. В 1958 году он поступает в Орджоникидзевский финансовый техникум Министерства финансов РСФСР и в 1961 году успешно заканчивает его с квалификацией «финансист». Казалось бы, что еще нужно молодому 20-летнему юноше для дальнейшего карьерного роста. Алихан атакует военкомат и настаивает на его призыв в армию. (Надо отметить, что в период депортации и немногим позже лица, подвергшиеся депортации, не призывались в ряды Советской армии). И уже оттуда по ходатайству своих командиров части поступает в Харьковское высшее командно-инженерное училище и успешно заканчивает его в 1969 г.В 1970 году в должности заместителя начальника УС по политчасти в звании лейтенант-инженер Кулбужев начинает свою службу в поселке Звездный в отделе радиотехнических средств в войсковой части 14129, связанной с работой по управлению космическими аппаратами и расположенной в г. Улан-Удэ Бурятской АССР.IMG 4563

В начале 1980 гг. продолжает службу в должности начальника штаба в звании майор-инженер.

С 1978 по 1981 гг. — слушатель заочного факультета Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского.

С 1984 по 1986 гг. Кулбужев Алихан Ибрагимович был начальником Главного испытательного центра (испытаний и управления космическими средствами) имени Г. С. Титова.

С 1986 по 1991 гг. – командир войсковой части №25589 в Казахстане, Тургайской обл., пос. Жаксы, в военно-космических войсках.

В звании полковника служил командиром одной из частей в испытательном центре космодрома Байконур.IMG 4566

Один из ярких представителей ингушского народа – Кулбужев Алихан Ибрагимович — полковник космических войск, начальник штаба Главного испытательного центра испытаний и управления космическими средствами имени Г.С.Титова. Наш соотечественник внес большой вклад в развитие космической отрасли России. Последние годы его жизни прошли на службе в Главном испытательном центре испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова — центре управления полетами, который находится в ведении Министерства обороны РФ, из которого осуществляется управление космическими аппаратами. Центр управления полетами – уникальная точка на планете, через которую осуществляется прямая связь Земли с орбитальными космическими аппаратами в космическом пространстве. Сегодня освоение ближнего космоса – это каждодневная, четко отлаженная и организованная работа по сопровождению полетов орбитальных станций. Центр управления полётами – наиболее крупное научно-исследовательское подразделение Центрального НИИ машиностроения Российского авиационно-космического агентства. Вся жизнь и деятельность Кулбужева Алихана были связаны с Вооруженными силами, в рядах которых он прошел замечательный путь от курсанта Харьковского военного училища до командира отдельной воинской части. На всех этапах благородной и трудной офицерской карьеры он проявил высокую компетентность и незаурядные качества руководителя. Под его руководством и при его участии решались задачи, имеющие высокую значимость для обеспечения национальной безопасности и укрепления обороноспособности страны, сохранения ее статуса как великой космической державы.IMG 4561

Выдержка из блога "ghalgha" : Мусса Султанович Мальсагов – первый ингушский конструктор ракетной и авиационной военной техники. Талант и усердие в работе, доброта и уважительность в отношениях с коллегами сделали Муссу Султановича одним из самых авторитетных людей в КБ.

За годы работы в КБ М.С. Мальсагов получил более 10 авторских свидетельств за новшества в проектировании истребителей. Среди них две награды международной авиационной выставки в Ле Бурже (Франция). Это: 1-Торсионная уборка створок «фюзеляжа при изменении стреловидности крыла», изобретение до сих пор находящееся на вооружении; и 2-«За оригинальность исполнения конструкции системы охлаждения камер сгорания двигателей при полете истребителей на скоростях 3МАХ» (1МАХ – скорость света) 8. Самолеты – это самая большая любовь Муссы Султановича. Но в конце 60-х годов началось повальное увлечение ракетостроением. «Я поддался этой болезни – рассказывает Мусса Султанович, - о чем сожалею до сих пор»

П.О. Сухой стал руководителем дипломного проекта М.Мальсагова. Именно Павел Осипович предложил как тему проекта попробовать разработку фронтового истребителя-бомбардировщика с вертикальным взлетом. Этот проект послужил в дальнейшем основой для работы над СУ-24. На защите диплома у Госкомиссии к Муссе вопросов не было; все было изложено крайне ясно и обосновано. Только Павел Осипович спросил: "А мог бы рассказать спец часть проекта на родном ингушском языке". И Мусса рассказал, вызвав восхищение своего учителя. Тотискоса укоризненно поглядывал на некоторых своих сотрудников еврейской национальности, как бы говоря: "Вот посмотрите, он один на весь институт,а вас на каждой кафедре по несколько человек. А вы могли бы так". Мусса Султанович никогда не определял отношение к людям по их национальной принадлежности. И тогда и сейчас он дружен с людьми разных народов и вероисповедания. А среди евреев было много ученых, которые помогали ему во многих вопросах. Просто этот случай запомнился ему надолго. А, может и помог не забыть, что он ингуш.


П.О. Сухой предложил М.С. Мальсагову остаться работать в КБ в отделе фюзеляжа.Предложение было принято с благодарностью, и жизнь Муссы Султановича на долгие годы оказалась связана с конструированием военных самолетов. Мусса Султанович рассказывает: "В 1963 году в институте был организован отряд будущих космонавтов. Желающих было много, но по состоянию здоровья прошли только 10человек, в том числе и я. В течение двух лет я прошел полную подготовку под руководством космонавта Комарова. В 1964 году, при зачислении в основной отряд космонавтов, мандатная комиссия отчислила меня из отряда. Мотивировали тем, что в анкете я не указал, что мой дед был кулаком".

Дело в том, что в период создания колхозов в каждый сельсовет спускались нормы и планы с указанием количества кулаков, середняков и бедняков на каждое село.Но реальность нормам не соответствовала. Советские и партийные чиновники, в страхе оказаться зачисленными в "саботажники партийного курса"зачастую записывали в кулаки людей случайных, стараясь выбирать тех, кто по их мнению не будет мстить. Как многие невинные люди, попали в"лаки"дедушка Муссы и его брат Гуди - оба всю гражданскую войну воевавшие за власть Советов, командиры партизанских отрядов Красной Ингушетии.До сих пор Мусса Султанович удивляется и не может понять, как эти сведения могли попасть в комиссию. Ведь даже сейчас все архивы отвечают на запросы о тех годах, что документы не сохранились. Не стоит говорить о тягостности этого момента. Но Мусса выдержал этот очередной удар судьбы и не сломался. Он продолжал работать в КБ, принял непосредственное участие в разработке истребителей СУ-7, СУ-9, СУ-15, Т-100 (прототип ТУ √144) и других самолетов.

В октябре 1967 года во время израильско-египетской войны многих специалистов КБСухого, Микояна и Яковлева направили в Египет и Ливан для оказания помощи в обучении летного состава и наземных служб армий этих стран. Среди командированных, был и Мусса Мальсагов. Он оказался в г.Джибуте вместе снесколькими дагестанцами. Обидно было побывать рядом со святыми местами,известными всему миру и не увидеть их. Мусса и его друзья-дагестанцы обратились к военному командованию Саудовской Аравии с просьбой о помощи в посещении Мекки. Арабы с удовольствием помогли братьям-мусульманам посетить святыни.Государственное задание было успешно выполнено и М. Мальсагов вернулся к обычной жизни.

Талант и усердие в работе, доброта и уважительность в отношениях с коллегами сделали Муссу Султановича одним из самых авторитетных людей в КБ. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1967 году парторганизация, в которой было более500 человек, выбрала его своим руководителем. В 1968 году Мусса Султановичзакончил аспирантуру при КБ, защитил кандидатскую диссертацию с присвоением звания "кандидат технических наук ".

За годы работы в КБ М.С. Мальсагов получил более 10 авторских свидетельств за новшества в проектировании истребителей. Среди них две награды международной авиационной выставки в Ле Бурже (Франция). Это: " Торсионная уборка створок фюзеляжа при изменении стреловидности крыла ", изобретение до сих пор находящееся на вооружении; и 2- "За оригинальность исполнения конструкции системы охлаждения камер сгорания двигателей при полете истребителей на скоростях 3МАХ"( 1МАХ скорость света).

Самолеты - это самая большая любовь Муссы Султановича. Но в конце 60-х годов началось повальное увлечение ракетостроением. "Я поддался этой болезни, -рассказывает Мусса Султанович, - о чем сожалею до сих пор ". Но кто знает,может это было предопределено. Может не случайно маленький Мусса видел, как зенитчики сбивают вражеский самолет, и восхищался ими? В конце 1969-го года его пригласили в НИИ КБ ракетно-стартовых систем, где он проработал до пенсии. Уже в 1970 году он руководитель испытаний на полигоне Капустин Яр, а в 1972-м -член Государственной комиссии по приему на вооружение ракетных комплексов. Сначала 1974-го года Мусса Султанович головной технический руководитель летных испытаний ракет для атомных подводных лодок стратегического назначения, с1975-го года он ответственный представитель Генерального конструктора на Тихоокеанском флоте, наблюдающий за эксплуатацией ракетных комплексов на атомных подводных лодках. В 1981-м году Мусса Султанович окончил шестимесячные курсы Академии Генерального штаба МО СССР и получил звание полковника. В том же году был направлен уполномоченным от Военно-промышленной комиссии при ЦК КПСС и СМ СССР на ракетно-техническую базу ТОФ и возглавил государственный надзор за эксплуатацией ракетных комплексов. Мусса Султанович один из ветеранов Службы гарантийного и авторского надзора за эксплуатацией баллистических ракетных комплексов морского базирования (СГАН), образованной более 30-ти лет назад. За многолетнюю трудовую деятельность он был неоднократно награжден грамотами,премиями, памятными подарками.

О вручении ему медали "Oсвоение целинных земель " и ордена "Боевого Красного знамени" уже сказано выше. В 1976-м к ним добавилась медаль "За трудовое отличие", в 1977-м медаль " За доблестный труд" - "За непосредственное участие в операции по обезвреживанию радиоактивного изделия, в 1979 году - "За участие в обеспечении постоянной технической готовности стратегических комплексов морского базирования" - Почетной грамотой Главнокомандующего ВМФ СССР.

В 1981-м году Родина отметила М.С.Мальсагова присвоением ему звания"Лучший инженер КБ", а в 1982-м он стал "Лучшим инженером отрасли". Следующую награду наш земляк получил в 1985-м году - это была медаль " Ветеран труда". Возраст позволял уйти на пенсию, но Мусса Султанович продолжал трудиться и получать заслуженные награды. В 1987-м году он получил медаль "Заслуженный машиностроитель" и его имя занесли в книгу "Почетных работников Министерства транспортного машиностроения". В 1989-м году Муссу Султановича награждают медалью Генерального конструктора Государственного ракетного центра им. В.П.Макеева, ав 1991-м Президиум Совета Федерации космонавтики вручает ему медаль им.С.П.Королева. С 1993 года Мусса Султанович Мальсагов пенсионер. Он продолжает активно трудиться и закономерно продолжает получать награды.

В 1995 году он получил медаль имени Г.К.Жукова, а в 1996-м орден "300 лет Военно-морскому флоту России". В 1997-м медаль "300-летиеАндреевского флага России" была вручена М.С.Мальсагову к его 60-ти летнему юбилею.

В 1998-м году Муссе Султановичу присвоено звание "Заслуженный испытатель ракетно-космической техники" с вручением соответствующей медали. В том же году в Москве вышла в свет книга Н.С.Кожухова и В.Н.Соловьева "Комплексына земного оборудования ракетной техники (1948-1998 гг)", посвященная50-летию конструкторского бюро транспортного машиностроения. Среди консультантов, которых авторы благодарили за оказанную помощь, был Мусса Султанович Мальсагов. На 142-143 страницах этого издания есть маленькая информация о нашем земляке и его фотография. Это было одно из первых упоминанийв печати об ингушском ученом. Активным, полным сил и желания работать вступил Мусса Султанович в 21 век. Уже в 2001 году Президент РФ объявил ему"Благодарность за непосредственное участие в выполнении специального задания ". Есть в копилке наград Муссы Султановича и особо любимая -именной морской кортик, на лезвии которого выгравировано "Ракетчик Мальсагов М.С.", а на футляре красуется надпись "Мальсагову М.С. -Заслуженному испытателю ракетно-космической техники". Этот ценный подарок получен совсем недавно - 18 декабря 2003 года к 30-летию Службы ГАН(гарантийного и авторского надзора за эксплуатацией комплексов морского базирования). При этом в приказе командующего Тихоокеанским флотом имя Мальсагова М.С. стоит первым, и он единственный из всех награжденных получил столь ценный подарок. Мусса Султанович Мальсагов испытывал надежность сложной техники, а жизнь испытывала на прочность его самого. Чтобы добиться результата в работе, он был вынужден почти всю жизнь провести вдали от малой Родины. Но онне забывал семью, своих родителей, братьев и сестер. При любой возможности старался навещать дом и могилы погибших на Великой Отечественной войне дяди Ахмеда и дяди Магомеда. Говорят, что каждый мужчина должен построить дом,посадить дерево и вырастить сына. Дом Муссы Султановича крепок не только стенами, но и дружной семьей. Сад разбить он тоже успел. Но главное его дерево- это творческая работа изобретателя, которая продолжает давать плоды. И сына он тоже вырастил.

Александр Муссаевич Мальсагов родился в 1968 году, окончил школу в 1985 году и по стопам отца отправился учиться в МАИ на факультет космонавтики.Специализировался на кафедре "Жизнеобеспечение космических и летательных аппаратов". Как и отец он совмещал учебу с работой научным сотрудником.Получив диплом в 1991-м году, остался работать на родной кафедре. Окончив аспирантуру, был избран доцентом кафедры и проводил большую работу со студентами филиалов МАИ на ракетных полигонах Байконур, Плесецк и Свободный. За успехи в творческой работе Советом Федерации космонавтики и Росавиакосмоса награжден медалью отрасли. В середине 90-х годов отношение к космонавтике стало недопустимо пренебрежительным. От безденежья и отсутствия перспективы молодые ученые уезжали за границу или уходили в коммерческие структуры. Александр сначала перешел работать в академию "Новые технологии", в отдел под руководством академика В.Адамовича. Написал десяток научных статей и выполнил компьютерное оформление книги В.Адамовича "Жизнь вне Земли". В 1997году его пригласили работать в Совет Федерации в качестве консультантавнеэкономических связей с Юго-Восточной Азией. А в 1998 году - начальником отдела компьютеризации и информации одного московского банка, где он продолжает трудиться в настоящее время. У Татархана Мальсагова было три сына. Двух из них унесла война. У третьего - Султана тоже три сына и у каждого из них есть свои сыновья.Род Мальсаговых продолжается. И пусть он и все ингушские фамилии, и все люди,которые хотят жить честно и мирно, множатся и здравствуют вечно. Пусть никто не теряет безвременно своих сынов и дочерей. Пусть в их двери не постучится страшное слово война. Мусса Султанович всю свою жизнь служит именно этому. Ихотя он прожил её вдали от родных мест, его сердце всегда с Ингушетией. Сегодняон говорит всем нам: Перед Аллахом и своей совестью я честен в том, что где бы я ни был, никогда честь рода Мальсаговых не ронял и старался достойно представлять ингушский народ. Желаю своему народу благополучия, мира, мудрости наших стариков.

ornam04

facebook Instagram2

youtube

livejournal twitter vkontakte
ruarhyzh-TWenfrkadeiwitjaptestr

25 Ing

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

afishatumba2

golosovan

 

Яндекс.Метрика

Этот сайт защищен «Site Guard»

 220 69ca3 b4e87d2b XL2

ornam01

ornam02

Официальный сайт
Ингушского государственного музея краеведения
имени Тугана Хаджимоховича Мальсагова
Республика Ингушетия г. Назрань

 ornam05

ornam03