ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     для картини

Уважаемые работники! Информацию о нарушениях в ходе выплат заработной платы и стимулирующих выплат медицинскому и педагогическому персоналу, а также подобных нарушений в иных сферах деятельности вы можете направлять на электронный адрес Правительства Республики Ингушетия: .

virtualmuzei2

Буклет музея ИГМКРИ

адрес:

г. Назрань,

ул. Осканова,

д. 29

 

Телефон:

8 (8732) 22-62-56

 

maill

 

Музей открыт:

с 9.00  до 18.00

 

220 69ca3 b4e87d2b XL2

Главная

Схожие элементы глиняной плиты храма Тхаба-Ерды и национального символа государства Катар

плита храма

         С каждым днем все отчетливее ингушский народ чувствует, какие невосполнимые утраты повлекли за собой трагические дни 1944 года. Те дни, когда как ластиком, пытались стереть память о целом народе. Народе с богатой и древней культурой. Уничтожались любые сведения , касающиеся истории и культуры ингушского народа, переписывалась история. Но осталась память народа, сохранились башни и святилища, сохранились камни, которые порой начинают говорить больше, чем некоторые письменные источники.

         Исследованием памятников культуры горной Ингушетии в XIX-XX вв. занимались многие ученые, такие как Л.П.Семенов, Е.И. Крупнов, Р.М.Мунчаев, В.Б.Виноградов, Д.Ю.Чахкиев и др.. Особо можно отметить фундаментальный труд ингушского ученого М.Б.Мужехоева «Памятники материальной культуры горной Ингушетии».

Опираясь на труды этих исследователей на накопленный ими материал, сегодня уже можно говорить более или менее объективно о памятниках истории и культуры горной Ингушетии, как пазл собирая воедино разные источники, можно сложить картину, в которой можно узнать древнюю историю   народа Ингушетии.

         Одним из таких памятников является древний храм Тхаба-Ерды.   Храм хорошо известен в научном мире своим богатым и нетрадиционным декором. Аналогов этому храму на Кавказе нет. Впервые более полное исследование этого памятника были произведены интендантом русской армии Штедером в 1781 году, позднее, в 1811 г.геологом Энгельгардтом. В 1851 г. храм обследовал археолог А.Берже, приехавший служить в канцелярии кавказского наместника М.С. Воронцова. В. Ф. Миллер, посетил это храм в 1886 году. Он входил в комиссию Московского археологического общества, которая по заданию Императора проводила мониторинг памятников архитектуры на Кавказе. Серьезных исследований комиссия не планировала и оценки памятников давала по первому впечатлению. Обмеры планов делались, как правило, шагами. В прошлом храм обследовали Чах Ахриев, археологи профессор Л. Семенов и академик     Е.Крупнов, С.С.Шеблыки, затем В.Марковин, Г.Гамбашидзе, М.Мужухоев и другие. История этого памятника по сей день является "открытой книгой", по которой можно изучать архитектуру, орнаменты и надписи.

         Сесть за эту статью заставил материал, обнаруженный на страницах интернета, а в частности статья Магомеда Парчиева "Глиняная плита из храма Тхаба-Ерды."

Сюжет в саблерогими антилопами, поедающими плоды с дерева, можно сказать, имеет аналогию с символикой государства Катар, который в виде сувенира был подарен Главе Республики Ингушетия Ю.Б.Евкурову во время посещения Правительственной делегации в республике Катар и передан в фонды Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Мальсагова.IMG 5506

                   В настоящее время барельефная плита из храма утеряна, но многие исследователи в XIX-XX вв., описали её в своих монографиях, посвящённых храму Тхаба- Ерды.

Крупнов Е.И. писал в своих трудах о храме: "В Грозненском музее хранится одна глиняная плитка с рельефным изображением пальмы, двух антилоп под нею и рельефной надписью. В свое время она найдена была в храме Тхаба-Ерды и опубликована Л. П. Семеновым в 1930 г. По мнению проф. Шанидзе, надпись на плите также могла быть сделана не древнее XII века».

         Прочитав приведенную ниже статью, мы можем предположить, что эта плита находилась изначально в фондах Ингушского музея, в гор. Орджоникидзе и скорее всего после объединения двух республик Чечни и Ингушетии в 1934 году   экспонаты из Ингушского музея были переданы в Чечено-Ингушский объединенный музей краеведения.

В газете "Грозненский рабочий", за 1938 год. №268, 21 ноября опубликована статья В.Серых:

"Наиболее выдающимся памятником древнего зодчества в Ингушетии является храм Тхаба-Ерды, датируемый 12 веком. Он сооружен на правом берегу реки Асса, близ селения Хайрах (Хамхинский сельсовет, Галашкинского района)

   Памятник этот свидетельствует о тесных сношениях в прошлом народов Грузии и Ингушетии.

Храм Тхаба-Ерды представляет собой каменное сооружение с неравносторонним прямоугольным основанием, двухскатной кровлей, входом с полукруглым сводом и тремя арками внутри. Стены и карнизы храма обильно украшены плитами с рельефными и вырезанными в стенах изображениями людей и животных. Кроме этого, в стены храма были вделаны плиты с древними грузинскими надписями (две из них хранятся в Ингушском музее, в гор. Орджоникидзе)

   Близ Тхаба-Ерды находится могильник с подземными склепами и развалины древних жилых построек. Раскопки, производившиеся здесь профессором Миллером в 1886 году, носили разведочный характер и не могли иметь большого значения ля изучения истории народов Грузии и Ингушетии. Между тем для изучения истории ингушского народа и его быта этот памятник играл большую роль: с ним связано много местных легенд и народных преданий. Случайные находки в храме и вокруг него представляют большой научный интерес. Сейчас хранятся в ингушском музее пергаментный список грузинского псалтыря XI-XII века, обломок глиняной плитки с рельефным изображением пальмы, и древнегрузинские письмена XII века.

   Ингушский музей в плане своих ближайших работ наметил производство раскопок в храме и близ него, а так же реставрацию самого храма, являющимся уникальным памятником на Северном Кавказе. Храм этот находится в окружении многих других разнообразных памятников местной культуры. Ассинское ущелье изобилует памятниками древности истории гражданской войны. Оно отличается исключительной живописностью природы и может быть широко использовано как место для массовых экскурсий.

   По ходатайству Ингушского музея, музейным отделом Наркомпроса РСФСР   отпущены средства для производства работ по реставрации храма Тхаба-Ерды и раскопок вокруг него".

Эта статья актуальна и сейчас, спустя 80 лет. Храму Тхаба-Ерды требуется реставрация при которой камни, хранящиеся в фондах Ингушского государственного музея краеведения им.Т.Мальсагова, Чеченского национального музея и др . встанут на свои места.

И может, тогда мы узнаем, как сюжет с каменной плиты Храма Тхаба-Ерды стал символом Государства Катар и что нас объединяет.

P.S. Национальный символ Катара – животное - орикс.

О́рикс или сернобы́к (лат. Oryx gazella) — вид саблерогих антилоп, обитающий в Восточной и Южной Африке занесен в Красную книгу. Редкий вымирающий вид антилоп, практически не встречающихся в дикой природе Аравийского полуострова. Белый окрас шкуры защищает их от солнца, своеобразная «система охлаждения» крови расположена у них в районе рогов, длина которых достигает 90 сантиметров. Эти и другие анатомически особенности позволяли этим животным выживать на просторах Аравийской пустыни и вызвали восхищение у катарцев, избравших орикса своим национальным символом.

З.Местоева

научный сотрудник музея ИГМК

им.Т.Мальсагова

ornam04

facebook Instagram2

youtube

livejournal twitter vkontakte
ruarhyzh-TWenfrkadeiwitjaptestr

25 Ing

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

afishatumba2

golosovan

 

Яндекс.Метрика

Этот сайт защищен «Site Guard»

 220 69ca3 b4e87d2b XL2

ornam01

ornam02

Официальный сайт
Ингушского государственного музея краеведения
имени Тугана Хаджимоховича Мальсагова
Республика Ингушетия г. Назрань

 ornam05

ornam03