- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Схожие элементы глиняной плиты храма Тхаба-Ерды и национального символа государства Катар
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Схожие элементы глиняной плиты храма Тхаба-Ерды и национального символа государства Катар
С каждым днем все отчетливее ингушский народ чувствует, какие невосполнимые утраты повлекли за собой трагические дни 1944 года. Те дни, когда как ластиком, пытались стереть память о целом народе. Народе с богатой и древней культурой. Уничтожались любые сведения , касающиеся истории и культуры ингушского народа, переписывалась история. Но осталась память народа, сохранились башни и святилища, сохранились камни, которые порой начинают говорить больше, чем некоторые письменные источники.
Исследованием памятников культуры горной Ингушетии в XIX-XX вв. занимались многие ученые, такие как Л.П.Семенов, Е.И. Крупнов, Р.М.Мунчаев, В.Б.Виноградов, Д.Ю.Чахкиев и др.. Особо можно отметить фундаментальный труд ингушского ученого М.Б.Мужехоева «Памятники материальной культуры горной Ингушетии».
Опираясь на труды этих исследователей на накопленный ими материал, сегодня уже можно говорить более или менее объективно о памятниках истории и культуры горной Ингушетии, как пазл собирая воедино разные источники, можно сложить картину, в которой можно узнать древнюю историю народа Ингушетии.
Одним из таких памятников является древний храм Тхаба-Ерды. Храм хорошо известен в научном мире своим богатым и нетрадиционным декором. Аналогов этому храму на Кавказе нет. Впервые более полное исследование этого памятника были произведены интендантом русской армии Штедером в 1781 году, позднее, в 1811 г.геологом Энгельгардтом. В 1851 г. храм обследовал археолог А.Берже, приехавший служить в канцелярии кавказского наместника М.С. Воронцова. В. Ф. Миллер, посетил это храм в 1886 году. Он входил в комиссию Московского археологического общества, которая по заданию Императора проводила мониторинг памятников архитектуры на Кавказе. Серьезных исследований комиссия не планировала и оценки памятников давала по первому впечатлению. Обмеры планов делались, как правило, шагами. В прошлом храм обследовали Чах Ахриев, археологи профессор Л. Семенов и академик Е.Крупнов, С.С.Шеблыки, затем В.Марковин, Г.Гамбашидзе, М.Мужухоев и другие. История этого памятника по сей день является "открытой книгой", по которой можно изучать архитектуру, орнаменты и надписи.
Сесть за эту статью заставил материал, обнаруженный на страницах интернета, а в частности статья Магомеда Парчиева "Глиняная плита из храма Тхаба-Ерды."
Сюжет в саблерогими антилопами, поедающими плоды с дерева, можно сказать, имеет аналогию с символикой государства Катар, который в виде сувенира был подарен Главе Республики Ингушетия Ю.Б.Евкурову во время посещения Правительственной делегации в республике Катар и передан в фонды Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Мальсагова.
В настоящее время барельефная плита из храма утеряна, но многие исследователи в XIX-XX вв., описали её в своих монографиях, посвящённых храму Тхаба- Ерды.
Крупнов Е.И. писал в своих трудах о храме: "В Грозненском музее хранится одна глиняная плитка с рельефным изображением пальмы, двух антилоп под нею и рельефной надписью. В свое время она найдена была в храме Тхаба-Ерды и опубликована Л. П. Семеновым в 1930 г. По мнению проф. Шанидзе, надпись на плите также могла быть сделана не древнее XII века».
Прочитав приведенную ниже статью, мы можем предположить, что эта плита находилась изначально в фондах Ингушского музея, в гор. Орджоникидзе и скорее всего после объединения двух республик Чечни и Ингушетии в 1934 году экспонаты из Ингушского музея были переданы в Чечено-Ингушский объединенный музей краеведения.
В газете "Грозненский рабочий", за 1938 год. №268, 21 ноября опубликована статья В.Серых:
"Наиболее выдающимся памятником древнего зодчества в Ингушетии является храм Тхаба-Ерды, датируемый 12 веком. Он сооружен на правом берегу реки Асса, близ селения Хайрах (Хамхинский сельсовет, Галашкинского района)
Памятник этот свидетельствует о тесных сношениях в прошлом народов Грузии и Ингушетии.
Храм Тхаба-Ерды представляет собой каменное сооружение с неравносторонним прямоугольным основанием, двухскатной кровлей, входом с полукруглым сводом и тремя арками внутри. Стены и карнизы храма обильно украшены плитами с рельефными и вырезанными в стенах изображениями людей и животных. Кроме этого, в стены храма были вделаны плиты с древними грузинскими надписями (две из них хранятся в Ингушском музее, в гор. Орджоникидзе)
Близ Тхаба-Ерды находится могильник с подземными склепами и развалины древних жилых построек. Раскопки, производившиеся здесь профессором Миллером в 1886 году, носили разведочный характер и не могли иметь большого значения ля изучения истории народов Грузии и Ингушетии. Между тем для изучения истории ингушского народа и его быта этот памятник играл большую роль: с ним связано много местных легенд и народных преданий. Случайные находки в храме и вокруг него представляют большой научный интерес. Сейчас хранятся в ингушском музее пергаментный список грузинского псалтыря XI-XII века, обломок глиняной плитки с рельефным изображением пальмы, и древнегрузинские письмена XII века.
Ингушский музей в плане своих ближайших работ наметил производство раскопок в храме и близ него, а так же реставрацию самого храма, являющимся уникальным памятником на Северном Кавказе. Храм этот находится в окружении многих других разнообразных памятников местной культуры. Ассинское ущелье изобилует памятниками древности истории гражданской войны. Оно отличается исключительной живописностью природы и может быть широко использовано как место для массовых экскурсий.
По ходатайству Ингушского музея, музейным отделом Наркомпроса РСФСР отпущены средства для производства работ по реставрации храма Тхаба-Ерды и раскопок вокруг него".
Эта статья актуальна и сейчас, спустя 80 лет. Храму Тхаба-Ерды требуется реставрация при которой камни, хранящиеся в фондах Ингушского государственного музея краеведения им.Т.Мальсагова, Чеченского национального музея и др . встанут на свои места.
И может, тогда мы узнаем, как сюжет с каменной плиты Храма Тхаба-Ерды стал символом Государства Катар и что нас объединяет.
P.S. Национальный символ Катара – животное - орикс.
О́рикс или сернобы́к (лат. Oryx gazella) — вид саблерогих антилоп, обитающий в Восточной и Южной Африке занесен в Красную книгу. Редкий вымирающий вид антилоп, практически не встречающихся в дикой природе Аравийского полуострова. Белый окрас шкуры защищает их от солнца, своеобразная «система охлаждения» крови расположена у них в районе рогов, длина которых достигает 90 сантиметров. Эти и другие анатомически особенности позволяли этим животным выживать на просторах Аравийской пустыни и вызвали восхищение у катарцев, избравших орикса своим национальным символом.
З.Местоева
научный сотрудник музея ИГМК
им.Т.Мальсагова