- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Реставрация значит воссоздание
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Реставрация значит воссоздание
Реставрация - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства.
Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьезные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII--XVIII веках. Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации -- восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации -- сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет. Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения.
Музейная реставрация неотъемлемая часть процесса сохранения музейных ценностей. Иногда устанавливаемые режимы хранения - температурно-влажностный, световой, биологический - оказываются недостаточной мерой для обеспечения физической сохранности музейных предметов, и для того, чтобы приостановить начавшийся в них разрушительный процесс, требуется использование специальных средств. В этом случае прибегают к музейной реставрации. Её может проводить только работник, имеющий специальную подготовку - реставратор. Хулимат Бекова, реставратор Ингушского государственного музея краеведения им.Т.Мальсагова работает не первый год, большинство экспонатов в залах музея, обрели в буквальном смысле вторую жизнь после трудоемкого процесса- реставрирования благодаря этому специалисту. Каждый поступивший на реставрацию экспонат, изучен ею детально.
- Прежде чем приступить к восстановлению первозданного вида, определенного предмета, необходимо тщательно изучить его, каждую трещину, каждый зазор. Ведь основная цель реставратора, это сохранить подлинную работу автора экспоната.- отметила Хулимат Бекова
В данное время мастер своего дела Хулимат ,ведет работу над очажной стенкой куро-аракской культуры дотируемая 3 тыс.до.н.э. Размер очажной стенки составляет 74 см в длину, 28 в высоту и ширина составляет 4.5 см, матерьял- глина желто-серого цвета.
На лицевой стороне стенки, изображены три спиралевидных круга, которые по описанию символизируют бесконечность или вечное движение, а возвышенные два конца орнамента олицетворяют священного быка. С точки зрения художника, этнографа, языковеда с богатым опытом в археологии Хож-Ахмеда Имагожева, данный экспонат сделан в виде ковчега Ноя, а три выступающих орнамента в виде спиралеобразного круга означают процесс бесконечного размножения. Стоит отметить, что на этом работа реставратора Хулимат не заканчивается, помимо восстановительной работы она успевает и воспроизводить детально элементы одежды , которую в далеком прошлом носили наши предки.
Так, работа ведется над оригинальным традиционным женским головным убором ингушей- Курхарс, Курхас . Известен на Кавказе только в Горной Ингушетии. «Курхарсы» были атрибутом парадной, выходной одежды ингушских девушек и надевались во время праздников и «выхода в свет». Они изготовлялись из красного войлока или плотного сукна и представляли собой высокие колпаки в виде конька с изогнутым вперед и раздвоенным концом.