- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Выставка одного экспоната
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Выставка одного экспоната
5.07.2018 г. в рамках акции «История одного экспоната» был выставлен сувенир «Священное дерево с пасущимися у подножья ориксами» . Этот экспонат был передан на постоянное хранение в фонды музея Главой Республики Ингушетия Юнус-Беком Евкуровым. Это произведение искусства, преподнесли в качестве подарка ингушской делегации во время дружеского визита в Государство Катар.
Национальный символ Катара – животное - орикс.
О́рикс или сернобы́к (лат. Oryx gazella) — вид саблерогих антилоп, обитающий в Восточной и Южной Африке занесен в Красную книгу. Редкий вымирающий вид антилоп, практически не встречающихся в дикой природе Аравийского полуострова. Белый окрас шкуры защищает их от солнца, своеобразная «система охлаждения» крови расположена у них в районе рогов, длина которых достигает 90 сантиметров. Эти и другие анатомически особенности позволяли этим животным выживать на просторах Аравийской пустыни и вызвали восхищение у катарцев, избравших орикса своим национальным символом.
Сюжет в саблерогими антилопами, поедающими плоды с дерева, можно сказать, имеет аналогию с глиняной табличкой из храма Тхаба-Ерды.
«На храме Тхаба-Ерды находился фрагмент плиты из обожженной глины, на которой было изображено дерево, по сторонам которой находились две серны… Данный фрагмент плиты (кирпича типа черепицы) был найден в храме Тхаба-Ерды в 1901г….»(Вестник археологического центра. Выпуск №5.Назрань 2015г.стр.92)*.
Образ «священного дерева» был широко распространен в древних цивилизациях Передней Азии и Закавказья.
Изображения козлов по обеим сторонам «священного дерева –«древа жизни и изобилия» известны со времен Шумер.
Мотив « древа жизни» и зооморфные изображения рогатых животных прослеживаются в ингушских орнаментах, в частности широко представлены в орнаментах войлочных ковров.
История этого памятника по сей день является "открытой книгой", по которой можно изучать архитектуру, орнаменты и надписи.
Свидетельством связи рогатых животных с божественным началом , то есть, в частности, с солнцем и небом, могут служить изображения, где животные фигуры сопровождаются солярными символами: кресты, дуги, круги, точки, которые часто изображаются внутри рогов или над ними. Это показывает, что у людей того времени сами рога животных становились неким атрибутом или элементом солнца.
В настоящее время барельефная плита из храма утеряна, но многие исследователи в XIX-XX вв., описали её в своих монографиях, посвящённых храму Тхаба- Ерды.
Крупнов Е.И. писал в своих трудах о храме: "В Грозненском музее хранится одна глиняная плитка с рельефным изображением пальмы, двух антилоп под нею и рельефной надписью. В свое время она найдена была в храме Тхаба-Ерды и опубликована Л. П. Семеновым в 1930 г. По мнению проф. Шанидзе, надпись на плите также могла быть сделана не древнее XII века».
Прочитав приведенную ниже статью, мы можем предположить, что эта плита находилась изначально в фондах Ингушского музея, в гор. Орджоникидзе и скорее всего после объединения двух республик Чечни и Ингушетии в 1934 году экспонаты из Ингушского музея были переданы в Чечено-Ингушский объединенный музей краеведения.
В газете "Грозненский рабочий", за 1938 год. №268, 21 ноября опубликована статья В.Серых:
"Наиболее выдающимся памятником древнего зодчества в Ингушетии является храм Тхаба-Ерды, датируемый 12 веком. Он сооружен на правом берегу реки Асса, близ селения Хайрах (Хамхинский сельсовет, Галашкинского района)
Памятник этот свидетельствует о тесных сношениях в прошлом народов Грузии и Ингушетии.
Храм Тхаба-Ерды представляет собой каменное сооружение с неравносторонним прямоугольным основанием, двухскатной кровлей, входом с полукруглым сводом и тремя арками внутри. Стены и карнизы храма обильно украшены плитами с рельефными и вырезанными в стенах изображениями людей и животных. Кроме этого, в стены храма были вделаны плиты с древними грузинскими надписями (две из них хранятся в Ингушском музее, в гор. Орджоникидзе)
Близ Тхаба-Ерды находится могильник с подземными склепами и развалины древних жилых построек. Раскопки, производившиеся здесь профессором Миллером в 1886 году, носили разведочный характер и не могли иметь большого значения ля изучения истории народов Грузии и Ингушетии. Между тем для изучения истории ингушского народа и его быта этот памятник играл большую роль: с ним связано много местных легенд и народных преданий. Случайные находки в храме и вокруг него представляют большой научный интерес. Сейчас хранятся в ингушском музее пергаментный список грузинского псалтыря XI-XII века, обломок глиняной плитки с рельефным изображением пальмы, и древнегрузинские письмена XII века.
Ингушский музей в плане своих ближайших работ наметил производство раскопок в храме и близ него, а так же реставрацию самого храма, являющимся уникальным памятником на Северном Кавказе. Храм этот находится в окружении многих других разнообразных памятников местной культуры. Ассинское ущелье изобилует памятниками древности истории гражданской войны. Оно отличается исключительной живописностью природы и может быть широко использовано как место для массовых экскурсий.
По ходатайству Ингушского музея, музейным отделом Наркомпроса РСФСР отпущены средства для производства работ по реставрации храма Тхаба-Ерды и раскопок вокруг него".
Эта статья актуальна и сейчас, спустя 80 лет. Храму Тхаба-Ерды требуется реставрация при которой камни, хранящиеся в фондах Ингушского государственного музея краеведения им.Т.Мальсагова, Чеченского национального музея и др . встанут на свои места.
И может, тогда мы узнаем, как сюжет с каменной плиты Храма Тхаба-Ерды стал символом Государства Катар и что нас объединяет.
Возможно эти символы в разных частях света имеют один корень, уходящий в глубокую древность на территории Междуречья.
Куратор выставки- хранитель археологии Зарета Местоева