ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     для картини

Уважаемые работники! Информацию о нарушениях в ходе выплат заработной платы и стимулирующих выплат медицинскому и педагогическому персоналу, а также подобных нарушений в иных сферах деятельности вы можете направлять на электронный адрес Правительства Республики Ингушетия: .

virtualmuzei2

Буклет музея ИГМКРИ

адрес:

г. Назрань,

ул. Осканова,

д. 29

 

Телефон:

8 (8732) 22-62-56

 

maill

 

Музей открыт:

с 9.00  до 18.00

 

220 69ca3 b4e87d2b XL2

Главная

Выставка одного экспоната

IMG 20180705 WA00375.07.2018 г. в рамках акции «История одного экспоната» был выставлен сувенир   «Священное дерево с пасущимися у подножья ориксами» . Этот экспонат был передан на постоянное хранение в фонды музея Главой Республики Ингушетия Юнус-Беком Евкуровым. Это произведение искусства, преподнесли в качестве подарка ингушской делегации во время дружеского визита в Государство Катар.

Национальный символ Катара – животное - орикс.

О́рикс или сернобы́к (лат. Oryx gazella) — вид саблерогих антилоп, обитающий в Восточной и Южной Африке занесен в Красную книгу. Редкий вымирающий вид антилоп, практически не встречающихся в дикой природе Аравийского полуострова. Белый окрас шкуры защищает их от солнца, своеобразная «система охлаждения» крови расположена у них в районе рогов, длина которых достигает 90 сантиметров. Эти и другие анатомически особенности позволяли этим животным выживать на просторах Аравийской пустыни и вызвали восхищение у катарцев, избравших орикса своим национальным символом.плита храма

   Сюжет в саблерогими антилопами, поедающими плоды с дерева, можно сказать, имеет аналогию с глиняной табличкой из храма Тхаба-Ерды.

«На храме Тхаба-Ерды находился фрагмент плиты из обожженной глины, на которой было изображено дерево, по сторонам которой находились две серны… Данный фрагмент плиты (кирпича типа черепицы) был найден в храме Тхаба-Ерды в 1901г….»(Вестник археологического центра. Выпуск №5.Назрань 2015г.стр.92)*.

Образ «священного дерева» был широко распространен в древних цивилизациях Передней Азии и Закавказья.8279ee2b7ca2d442c4610cfa61367c61

            Изображения козлов по обеим сторонам «священного дерева –«древа жизни и изобилия» известны со времен Шумер.

Мотив « древа жизни»       и зооморфные изображения рогатых животных прослеживаются в ингушских орнаментах, в частности широко представлены в орнаментах войлочных ковров.

История этого памятника по сей день является "открытой книгой", по которой можно изучать архитектуру, орнаменты и надписи.

Свидетельством связи рогатых животных с божественным началом , то есть, в частности, с солнцем и небом, могут служить изображения, где животные фигуры сопровождаются солярными символами: кресты, дуги, круги, точки, которые часто изображаются внутри рогов или над ними. Это показывает, что у людей того времени сами рога животных становились неким атрибутом или элементом солнца.

   В настоящее время барельефная плита из храма утеряна, но многие исследователи в XIX-XX вв., описали её в своих монографиях, посвящённых храму Тхаба- Ерды.

Крупнов Е.И. писал в своих трудах о храме: "В Грозненском музее хранится одна глиняная плитка с рельефным изображением пальмы, двух антилоп под нею и рельефной надписью. В свое время она найдена была в храме Тхаба-Ерды и опубликована Л. П. Семеновым в 1930 г. По мнению проф. Шанидзе, надпись на плите также могла быть сделана не древнее XII века».

            Прочитав приведенную ниже статью, мы можем предположить, что эта плита находилась изначально в фондах Ингушского музея, в гор. Орджоникидзе и скорее всего после объединения двух республик Чечни и Ингушетии в 1934 году   экспонаты из Ингушского музея были переданы в Чечено-Ингушский объединенный музей краеведения.

В газете "Грозненский рабочий", за 1938 год. №268, 21 ноября опубликована статья В.Серых:

"Наиболее выдающимся памятником древнего зодчества в Ингушетии является храм Тхаба-Ерды, датируемый 12 веком. Он сооружен на правом берегу реки Асса, близ селения Хайрах (Хамхинский сельсовет, Галашкинского района)

   Памятник этот свидетельствует о тесных сношениях в прошлом народов Грузии и Ингушетии.146404

Храм Тхаба-Ерды представляет собой каменное сооружение с неравносторонним прямоугольным основанием, двухскатной кровлей, входом с полукруглым сводом и тремя арками внутри. Стены и карнизы храма обильно украшены плитами с рельефными и вырезанными в стенах изображениями людей и животных. Кроме этого, в стены храма были вделаны плиты с древними грузинскими надписями (две из них хранятся в Ингушском музее, в гор. Орджоникидзе)

   Близ Тхаба-Ерды находится могильник с подземными склепами и развалины древних жилых построек. Раскопки, производившиеся здесь профессором Миллером в 1886 году, носили разведочный характер и не могли иметь большого значения ля изучения истории народов Грузии и Ингушетии. Между тем для изучения истории ингушского народа и его быта этот памятник играл большую роль: с ним связано много местных легенд и народных преданий. Случайные находки в храме и вокруг него представляют большой научный интерес. Сейчас хранятся в ингушском музее пергаментный список грузинского псалтыря XI-XII века, обломок глиняной плитки с рельефным изображением пальмы, и древнегрузинские письмена XII века.

   Ингушский музей в плане своих ближайших работ наметил производство раскопок в храме и близ него, а так же реставрацию самого храма, являющимся уникальным памятником на Северном Кавказе. Храм этот находится в окружении многих других разнообразных памятников местной культуры. Ассинское ущелье изобилует памятниками древности истории гражданской войны. Оно отличается исключительной живописностью природы и может быть широко использовано как место для массовых экскурсий.

   По ходатайству Ингушского музея, музейным отделом Наркомпроса РСФСР   отпущены средства для производства работ по реставрации храма Тхаба-Ерды и раскопок вокруг него".

Эта статья актуальна и сейчас, спустя 80 лет. Храму Тхаба-Ерды требуется реставрация при которой камни, хранящиеся в фондах Ингушского государственного музея краеведения им.Т.Мальсагова, Чеченского национального музея и др . встанут на свои места.

И может, тогда мы узнаем, как сюжет с каменной плиты Храма Тхаба-Ерды стал символом Государства Катар и что нас объединяет.

Возможно эти символы в разных частях света имеют один корень, уходящий в глубокую древность на территории Междуречья.

Куратор выставки- хранитель археологии  Зарета Местоева

ornam04

facebook Instagram2

youtube

livejournal twitter vkontakte
ruarhyzh-TWenfrkadeiwitjaptestr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

afishatumba2

golosovan

 

Яндекс.Метрика

Этот сайт защищен «Site Guard»

 220 69ca3 b4e87d2b XL2

ornam01

ornam02

Официальный сайт
Ингушского государственного музея краеведения
имени Тугана Хаджимоховича Мальсагова
Республика Ингушетия г. Назрань

 ornam05

ornam03