- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Памяти ученого
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Главная
Памяти ученого
6 сентября исполнилось бы 116 лет первому ингушскому профессиональному историку и учёному Мураду Муртузовичу Базоркину.
Родился Мурад Базоркин 6 сентября 1902 года в селе Базоркино Пригородного района в семье потомственного военного Муртуза Бунухоевича. Он был внуком генерала Российской императорской армии, сыном подполковника Муртуза Базоркина. Мать историка, Грета, имела французское происхождение, была дочерью Луи де Ратце — известного горного инженера, проводившего исследования в горах Северного Кавказа по приглашению царского двора. Бабушка его была двоюродной сестрой последнего императора Германии Вильгельма II. Семья Муртуза и Греты дала народу двух гениальных людей: Мурада — основоположника исторической науки, и Идриса — всеми любимого народного писателя. В 1917 году Мурад окончил городскую гимназию во Владикавказе. В 16-летнем возрасте он вступил в ряды самообороны Владикавказа, затем в ингушскую народную армию, участвовал в боях против армии Деникина. Рано остались Мурад и Идрис без родителей: Муртуз эмигрировал в Турцию, мать умерла в 1923 году. С 1925 году Мурад Базоркин учился на рабфаке, в Горском педагогическом институте, в аспирантуре, которую окончил в 1936 году, и стал работать научным сотрудником Ингушского научно-исследовательского института, занимая должности от научного сотрудника до учёного секретаря. Мурад Базоркин принимал участие в археологических экспедициях в горах Ингушетии вместе с Л. Семёновым, Е. Крупновым, Н. Яковлевым, О. Мальсаговым, художниками Х. Ахриевым, Г. Даурбековым, И. Щеблыкиным. Результаты экспедиций отразились в трудах М. Базоркина «Памятники средневековья в горной Ингушетии», Л. Семёнова «Археологические и этнографические разыскания в Ингушетии...», Е. Крупнова «Средневековая Ингушетия», И. Щеблыкина «Путеводитель по горной Ингушетии», в картинах художников Х. Ахриева и Г. Даурбекова. В эти годы появились первые труды историка: «Борганы в Присунженской долине», «Кто такие сунженские казаки», «Появление гребенских казаков в низовьях Терека» и др. Мурад предан исторической науке. Владел несколькими языками. Имел огромный талант научного исследователя. И уже в 30-х гг. ХХ века создал свой исследовательский труд «Хетто-вейнахская проблема, или Происхождение ингушей», которому не скоро было дано увидеть свет. В этом исследовании впервые в ингушской исторической науке сделана научная попытка проникновения в тайны древней истории и происхождения ингушского народа. М. М. Базоркин вел обширную переписку с выдающимися историками того времени, уточняя факты, относящиеся к древним цивилизациям Малой Азии. Переписывался с исследователем хеттской цивилизации Б. Грозным, договаривался о встречах. Высокая оценка работе «Хетто-вейнахская проблема, или Происхождение ингушей» была дана многими учёными. Вслед за этим трудом Мурад пишет серию работ: «Происхождение ингушей по известиям Вахушти о дзурдзуках», «Дорога заговора и крови», «Серго Орджоникидзе в борьбе за установление Советской власти на Северном Кавказе в 1918-1920 гг.», «Ступай! Победа! Слава! Слава!»... Работа «Происхождение ингушей по географии Вахушти о дзурдзуках» открывает нам огромный период в истории цивилизации ингушского народа III в. до н. э. — XVIII в. н. э. «Материалы Вахушти, собранные из предшествующих ему данных всей грузинской истории, являющейся наиболее точной на Кавказе, как обладающая древнейшей национальной письменностью, создавшая обилие хроник, летописей и т. п., дают для ингушской истории ценные фонды», — писал сам историк М. Базоркин. Работа М. Базоркина «Дорога заговора и крови» (о выселении в Турцию) показывает всю трагичность выселения народов, в том числе и ингушского, правду о которой поведал нам историк. Он показал переживание и боль народа, покинувшего свою родину, его песни на чужбине. Работу «Ступай! Победа! Слава! Слава!» М. Базоркин писал к военным событиям, происходившим в годы Великой Отечественной войны под Москвой, для поддержания духа советских солдат. Труды историка Мурада Базоркина долго оставались неопубликованными. Мурад собирал архив и знал, что наступит его время. Оно ещё было далеко. С 1943 года он работал в Чечено-Ингушском краеведческом музее старшим научным сотрудником. 22 февраля 1944 г. был назначен директором, а 23 февраля депортирован вместе с народом в Казахстан. У Мурада было пятеро детей. В 1943 году дети остались без матери, отцу пришлось вдвойне трудней. В день высылки вместо продуктов и одежды каждый из детей брал в руки стопку бумаг и папки и выходил из дома. Это были документы, карты, рукописи. Папки, папки, папки. «Историю надо сохранить для народа», — говорил отец детям. Мёрзли в Казахстане, голодали, вместо подушек подкладывали под детские головки драгоценные папки с бумагами, жили в тяжелейших условиях, но сохраняли архив, как дорогую реликвию. В ссылке работать по своей научной профессии не разрешили. Пришлось работать каменотёсом. Историк и патриот в Мураде жил всегда. Вместе с Дошлуко и Орцхо Мальсаговыми, Б. Зязиковым, Х. Муталиевым, Мурад с Идрисом проводили долгие вечера в рассуждениях о судьбе народа. Писали письма, ждали возвращения домой. После возвращения на родину Мурад Муртузович работал в Чечено-Ингушском республиканском историческом музее старшим научным сотрудником. Огромный архив Мурад Базоркин привёз с собой домой. Им была проведена большая работа по созданию отдела гражданской войны в музее с. Мужичи. Он помогал начинающим историкам, но издать свои труды так и не мог. Мурад и Идрис Базоркины поддерживали и ценили друг друга. Друг другу они могли поведать всё. То, что невозможно было написать в научной литературе, Идрис поведал миру через художественное творчество. Рано ушёл историк из жизни. Детям своим он завещал, как бы трудно им ни пришлось — сохранить архив. И они помнили завет отца: издать книги и довести архив до народа. Архив Мурада Базоркина переезжал 34 раза. Последний раз он был вывезен из-под бомбёжек Грозного в 1995 году. Список огромный: 78 папок с рукописями, около трёх старинных книг, карты, переписка с видными историками и кавказоведами. В октябре 1988 года в музей г. Грозного Алаудин Базоркин сдал из архива эскизы настенных украшений, войлочных ковров — истингов и мн. др. Сколько дорог и кабинетов исходил сын Алаудин в надежде издать труды отца! Были только дежурные обещания. К 100-летию учёного, в 2002 году, труды М. Базоркина были изданы Научно-исследовательским институтом гуманитарных наук при поддержке руководства республики. В книгу «История происхождения ингушей» вошли три работы историка: «Хетто-вейнахская проблема, или Происхождение ингушей», «История ингушей по известиям Вахушти о дзурдзуках», «Дорога заговора и лжи». Ждут своего издателя и другие труды историка. После издания основных трудов М. Базоркина его сын, Алаудин Базоркин, сдал архив отца в Национальную библиотеку им. Д. Яндиева. М. М. Базоркин серьезно занимался вопросами истории Ингушетии. Особое внимание он уделял древнейшему периоду истории ингушей, дзурдзукам, Дзурдзукетии. Мурад Базоркин был предельно мягким человеком, интеллигентом в высшем понимании этого слова. Умел ценить личность в самом малом и взрослом человеке. Но этот добрейший человек становился решительным, когда дело касалось отстаивания исторических фактов и вопросов, касающихся истории его народа, и тем он дорог нам.