- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Научная деятельность
- Цепь очажная родовая
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Цепь очажная родовая
ОС-7526
Датировка: XII_XVII
Эпоха: Средневековья
Культура: Ингушетия
Место создания: Горная Ингушетия
Техника: Ковка
Материал: Железо
Размеры: длина 218 см; длина звена 16,5 см; ширина звена 6 см;
диаметр сечения звена 1,8 см; длина крючка 24 см;
ширина крючка 4,8 см; толщина крючка 1,1 см;
диаметр кольца 8,4 см;диаметр сечения кольца 1,9см.
Владелец: род Баркинхоевых
Место находки: Республика Ингушетия
Описание: Состоит из 15 звеньев соединенных между собой. На
конце крюк для подвешивания котла.
Очажная цепь, принадлежала роду Баркинхоевых, она висела над очагом, за которую цепляли котел. Котел то поднимали, то опускали вниз, в зависимости от того, какой нужен был огонь - слабый или сильный. Очажная цепь считалась священной и передавалась из поколения в поколение. Вблизи нее не должна была пролиться кровь, нельзя было произносить дурных слов. Даже кровную месть не свершали вблизи очага. Любой из кровников, если ему удавалось дотронуться до очажной цепи, должен был быть принят как гость. Обнять же чужую очажную цепь означало, что человек ищет защиты или желает стать названым братом.
Очаг использовался и для отопления, и для приготовления пищи. Над очагом висела большая железная цепь , за которую цепляли котел с варевом. Котел то поднимали, то опускали вниз, в зависимости от того, какой нужен был огонь - слабый или сильный.
Над очагом имелся длинный железный прут с зубчиками, крючками. На них над дымом вялилось мясо, которое хорошо хранилось и долго сохраняло свои вкусовые качества. Одновременно в углях очага пекли лепешки из кукурузной муки , после с него сдували пепел и употребляли в пищу.
О почитании огня в древности говорят сохранившиеся памятники ду¬ховной и материальной культуры. В нартском эпосе герои при встрече при¬ветствовали друг друга словами: «Пусть огонь ваш не угаснет». У стен святилища совершались языческие ритуалы и обильное жертвоприно¬шение.
Одним из самых страшных проклятий у ингушей было выражение «Чтоб потух огонь твоего отца», употребление которого сохранилось и до наших дней, правда, без особого осмысления. У семейного очага решали важные вопросы и исполняли семейные ритуалы. У очага нельзя было ругаться, его нельзя было тушить, сыпать туда мусор и т.д.
Считалось, что «солнечный мир» и «подземный мир» соединяются через опорный столб и очаг, кото¬рые находятся в центре жилища. Соответственно контакт людей живущих и умерших осуществляется также через очаг.
Считалось также, что если погаснет огонь, то духи покинут дом и унесут с собою покой и благодать. «Согласно мифологическим представлениям души умерших получали свою постоянную долю пищи через огонь в очаге» (А. Танкиев).
До недавнего времени считалось грехом выбрасывать очажную цепь, даже при полной ее непригодности. Она хранилась у многих ингушей еще и после переселения с гор на равнину. «Не только сам очаг, но и очажная цепь, огонь, котел, даже зола и сажа на потолке считались священными», - писал Е. Крупнов.
Слово, которое человек давал, взявшись за очажную цепь, явля¬лось клятвенным. Просьбу человека, просящего о чем-либо, следовало удов-летворить, если он держался рукой за цепь, особенно перед ужином. Убегаю-щий от преследования преступник считался находящимся под защитой, если он держался за цепь или обвил ее вокруг себя. Прикосновение к надочажной цепи исключало кровную месть.
В начале ХХ века невесту трижды обводили вокруг родительского очага с покрытой головой в знак прощания, а подруги пели ей песни с пожеланиями, чтобы молодая жена была «плодовита, как зола священного очага», чтобы она была «прилипчива» к мужу и семье, как сажа.
Прикосновение к надочажной цепи знаменовало и вхождение невесты в дом же¬ниха. «При вводе в дом мужа три раза обводили по правую сторону, и она, прикасаясь к новому очагу, становилась членом новой се¬мьи».
Долгое время даже после того, как не стало в доме очагов, этот обы¬чай еще сохранялся. У ингушей практико¬вался и обряд раздела очага. Он происходил по мере разра¬стания рода и его разделения.
К концу XIX в. произошло преобразование очага в камин (товгIа), который чаще всего делали слева от входа в дом. В XX в. товг1а были заменены на каменные, кирпичные или железные печки. Сегодня культ домашнего очага подразумевает сохранение семейных традиций и родственных связей, единство и память о предках.
Подготовила научный сотрудник
по археологии Измайлова Роза