- Вы здесь:
- ГКУ Ингушский государственный музей краеведения им. Т. Мальсагова
- Научная деятельность
- Юбилей краеведа – энтузиаста
ГКУ Ингушский государственный музей
краеведения им. Т. Мальсагова
краеведения им. Т. Мальсагова
Юбилей краеведа – энтузиаста
«История человеческого труда и творчества
гораздо интереснее и значительнее
истории человека, - человек умирает,
не прожив и сотни лет,
а дело его живет века»
М.Горький
Корни ингушского народа, обстоятельства и условия его возникновения теряются в глубине веков. Ингушская самобытность насчитывает в своей хронологии длительный этап развития и имеет связи с древними очагами мировой цивилизации. Этнокультурные истоки ингушей уходят вглубь веков – в эпоху ранней, средней, поздней бронзы. О древности истории и культуры ингушского народа свидетельствуют устное народное творчество, археологические и этнографические данные.
Составление летописи – дело кропотливое, долгое и не всегда понятное современникам. Однако во все времена находились энтузиасты, которые осознавали ценность сохранения исторических фактов для потомков.
Краеведение – это наша гражданская, да и просто человеческая миссия и долг перед землей и памятью предков. Мы не можем не быть краеведами. Все в разной степени и в разных формах хранят память о прошлом ради будущего.
Одним из таких энтузиастов-краеведов наш земляк – Мусса Ахмедович Аушев. В этом году Муссе Ахмедовичу исполняется 85 лет. Но на почтенного старца он совсем не похож. Мусса Ахмедович Аушев.-член союза писателей Республики Ингушетия. Он публицист, прозаик и поэт. Им написаны очерки о наших о наших знаменитых предках, таких как Эжий Эхк, Оарца К1арцхал, Бейсара Мочха и др. Много сил вложено в дело сохранения археологических памятников и городищ именно в плоскостной Ингушетии. Острый ум, независимость в суждениях, умение посмотреть на проблему с неожиданной стороны проявились в нем рано и сохранились навсегда.
Мусса Аушев родился в Сурхахи 1 мая 1933 года. Разделив судьбу своего народа, пережил депортацию в Северный Казахстан. В школе он учился хорошо, любил математику и даже мог поспорить с учителями, предлагая свои способы решения задачи. Школу он оканчивал образцово-показательную в селе Володарка (Казахстан). Год работал на Целине. А в 1957 году вернулся на родину и помог вернуться всей семье. Поток возвращавшихся в родные места тогда пытались сдерживать. И Мусса, забрав паспорта у родственников, приехал в Ингушетию, прописал всех, и семью уже не могли не пустить по месту прописки.
В 1957-м был первый набор в армию из спецпереселенцев. Он попал в Военно-морской флот, служил в Севастополе, Североморске, Северодвинске, стал специалистом по радиолокационному поиску. Причем высококлассным специалистом: мог поймать цель за 150 км при норме 50. Это был талант, его ценили и поощряли.
Демобилизовался в 1965 году, заочно окончил филологический факультет Чечено-Ингушского университета. Работал учителем родного и русского языков и рисования, пять лет работал директором школы. В июле 1971 года был избран председателем Сурхахинского сельского Совета, а с июля 1974 г. работал заместителем председателя Назрановского райисполкома. В марте 1975г. он был назначен на должность заведующего отделом культуры Назрановского райисполкома. За период его работы в районе построен городской Дворец культуры в г.Назрань на 600 мест, сельский Дом культуры на 400 мест в селе Насыр-Корт. Аушев вместе с директором музея «Боевой и трудовой славы» Туганом Мальсаговым занимался восстановлением Мемориального дома-музея им.Гапура Ахриева в с. Фуртоуг.
После образования Республики Ингушетия работал заместителем министра культуры РИ. Мусса проводил большую работу по организации охраны, реставрации и описанию памятников истории и культуры Ингушетии. Будучи директором Республиканского Дома народного творчества ,он много трудился по сбору фольклерного материала, который опубликован в его трудах: « Г1алг1ай халкъа ашараш,иллеш,назамаш», «Ховли-довзали», «Сакъердаме дувцараш», «Сеска Солсеи Колой К1атеи» и др. Он по сей день в работе. Занимается краеведческой деятельностью, изучением истории своего села. Муссой по крупицам восстановлены имена участников Первой мировой войны уроженцев с.Сурхахи.
Мусса Ахмедович долгие годы изучал свой край, анализировал известные факты и находил новые, обобщал и приходил к таким неожиданным выводам, которые, по сути, могут сильно изменить общепринятые исторические концепции. Был случай, когда известный академик после блистательного выступления Муссы отвел его в сторонку и признался, что «если принять твою теорию, Мусса, то все мои труды надо сжечь».
Не это ли причина того, что открытия, сделанные Муссой, кладут под сукно? А его труды возвращаются обратно со словами: «Еще не время».
Он рассказывал о том, что предки строили и создавали все, в том числе и башни, согласно годовой схеме движения солнца. «Все подчинено единому закону годичного солнцеворота».
Подробно обо всем он написал в своих книгах: «Язык Адама и Евы», «Праязык человечества открывает тайну мироздания», «Тайны слова, мир аланов и памятники седой старины» «По следам тьмы веков и легенд, « По следам тысячелетий и легенд» и др. А еще необыкновенно интересны его «Рассказы о Наьсаре: легенды и были». И, конечно же, одна из главных его тем – Дзурдзукские ворота. Рассказывает он о них так, что хочется увидеть все собственными глазами, несмотря на труднодоступность тех мест.
Горы всегда занимали значительное место в мировоззрении ингушей. Культ гор и горных вершин являлся одной из самых ярких сторон религиозных верований горцев. Жизнь в условиях гор ставила перед ингушским обществом такие же нормы жизни и морали, как и перед другими горскими народами. В горах негде спрятаться и некуда переселиться. Изгнанный из своей общности мог быть принят другой фамилией, но и через поколение за ним оставался статус принятого на поселение человека. Бытие в самом центре природы гор, неразрывной частью которого осознавали себя ингуши, определило характерные особенности ингушского типа мышления.
Аушев Мусса большой друг краеведческого музея, не раз пополнял фонды нашего музея древними артефактами. Это каменные зернотерки, камень священного огня (камень с углублением, в которое заливался жир и поджигался и использовался в ритуальных церемониях). Кто-то до сих пор сомневается, нужно ли сохранять "старые камни". Вековые "камни", да и вся старина, имеют замечательное свойство воспитывать человеческие души. Здесь вам и гражданское, и патриотическое воспитание, здесь вам и связь времен, и преемственность лучших традиций поколений.
Связь с музеем Муса Аушев поддерживает с тех времен, когда еще директором был основатель музея Туган Хаджимохович Мальсагов. Он один из тех, кто первым начал меценатскую деятельность в музее. Сегодня целый комплекс музейных коллекции переданных им в дар: уникальный топорик с стилизованным клювом орла, пики и наконечники стрел, фрагменты ткацкого станка, которому около трехсот лет, кавказский мужской кинжал своих предков-участников Первой мировой и Гражданской войны. Все эти предметы бережно сохраняются для потомков в Ингушском государственном музее краеведения им.Т.Мальсагова.
Писать про такого человека сложно, потому что таких людей – единицы
в республике, безмерно влюблённых в своё дело. Но писать необходимо, чтобы новое поколение людей знало, что живет в Ингушетии такой человек, энтузиаст-краевед, который посвятил свою жизнь тому, чтобы никто не был забыт и ничто не было забыто из истории родного края.
Местоева Зарета
сотрудник Ингушского государственного
музея краеведения им.Т.Мальсагова