ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     для картини

Уважаемые работники! Информацию о нарушениях в ходе выплат заработной платы и стимулирующих выплат медицинскому и педагогическому персоналу, а также подобных нарушений в иных сферах деятельности вы можете направлять на электронный адрес Правительства Республики Ингушетия: .

virtualmuzei2

Буклет музея ИГМКРИ

afishatumba2

 

220 69ca3 b4e87d2b XL2

Истина в трех словах

sagov R ZДревние выражения раскрывают мировоззрение ингушей. 
«Харца дуне», «бакъа дуне» — эти сопоставительные не обиходные выражения еще можно изредка услышать от представителей старшего поколения. Из закромов ингушского лексикона они достаются только к уместной ситуации, допускающей эти глубокомысленные фразы.
Истина в трех словах минВыражения, может, и обделены вниманием, но наполнены глубоким значением. Их не назовешь поговорками, так как они имеют эсхатологический смысл. Газета «Ингушетия» постаралась вникнуть в таинства древних фраз вместе с известным этнографом Русланом Саговым. Исследователь относит возникновение устойчивых выражений «харца дуне» (букв. — «неправильная (ложная) жизнь») и «бакъа дуне» (букв. — «правильная, истинная жизнь») к раннему этапу распространения ислама среди ингушского народа, однако не исключает их восхождение и к более раннему периоду. «Харца дуне» в понимании ингушей — ближняя, мирская жизнь; «бакъа дуне» — загробная жизнь. Эпитеты «харца» и «бакъа» наполнены не общепринятым, а философско-религиозным содержанием. — Я склоняюсь к тому, что выражения зародились во время проникновения ислама к нашим предкам, может, они появились еще раньше. Но я не люблю, когда период до ислама называют язычеством. По моим скромным исследованиям, ингуши и до ислама придерживались монотеизма, то есть верили в одного Бога. Если говорить про изречения «харца дуне», «бакъа дуне», то они рассказывают о мировоззрении ингушей и связаны с исламским вероубеждением. Прямая связь с ключевым зачином во всех делах мусульман — БисмилляХ1ир-Рохьманир-Рохьим (во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного). Он означает, согласно толкованию исламских ученых, что Аллах милостив ко всем Своим созданиям на этой земле, будь то верующие или неверующие люди, и милосерден только по отношению к верующим людям в Последней жизни. Удел, права у всех в этой жизни одинаковы, но в Последней участь каждого будет определена исключительно согласно истине и суду Всевышнего. «Бакъа дуне» вбирает с себя это убеждение и утверждает торжество Высшего суда и справедливости в загробной жизни. Бакъдар (правда) наступит только с истиной и словом Всевышнего. Понятие «харца дуне» нужно понимать не буквально, наши предки не считали, что эта земля создана Всевышним изначально отклоняющейся от истины, но сами отдельные люди отходят от нее, — отмечает этнограф. Руслан Сагов считает, что выражения — только лишь один из показателей того, что национальная и исламская составляющие у ингушей всегда переплетались. Ингушский народ, по словам исследователя, испокон веков отличался сильной религиозной догматикой и убежденностью в загробную жизнь, неминуемость Последнего суда. Этнограф Руслан Сагов — Наше национальное изначально было близко к исламу. За исключением отдельных моментов, элементы ингушского эздела совпадают с исламом. У наших предков было осознание наступления потусторонней жизни, в которой все будет взвешено, определено, сколько добра и зла совершил каждый, независимо от того, как к этой истине ты относился в ближней жизни. Видение истины у людей может быть разным, но на абсолютной истине только тот, кто следует Божественному пути. В Сурхахах жил один известный алим — Осман Муцольгов, очень начитанный и осведомленный человек, который впитал в себя и народную мудрость. Помню, как он говорил о том, что все созданное Всевышним исповедует ислам, на истине, кроме людей и джиннов (невидимые создания, существующие в параллельном от людей мире, о существовании которых говорится в Коране). Животные и неодушевленные предметы выполняют свое предназначение, а вот люди и джинны — не всегда, в зависимости от того, последуют они истине или нет, становясь верующими или неверующими. Наши ингушские фразы и связаны со следованием истинному пути, ведущему к Всевышнему. «Харца» (неправильный, лживый) и «бакъа» (правдивый, истинный) определяются именно в соотношении с этой истиной.mogila86352
 

ornam04

facebook Instagram2

youtube

livejournal twitter vkontakte

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29 Телефон: 8 (8732) 22-62-56

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00, Email.   maill

ruarhyzh-TWenfrkadeiwitjaptestr

75letpobedavovemblema 1

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

9ac4f7484cc661a3b77c28ff3d4731f1 295x doc 16211 ph gallery 16212 original

opros musey

Яндекс.Метрика

 

Этот сайт защищен «Site Guard»

 220 69ca3 b4e87d2b XL2

ornam01

ornam02

Официальный сайт
Ингушского государственного музея краеведения
имени Тугана Хаджимоховича Мальсагова
Республика Ингушетия г. Назрань

 ornam05

ornam03