ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

virtualmuzei2

 ING

Теоретические исторические исследования должны строиться на местном археологическом материале.

mech9842Археология – это наука, которая изучает жизнь людей в древности по сохранившимся вещественным памятникам.

Греческое слово «архайос» означает «древний».

Единственный способ узнать, как жили люди в прошлом,- это изучать оставленные ими после себя предметы. Специалисты, которые обнаруживают в земле и изучают остатки жизнедеятельности человека, называют археологами. Время от времени открывается что-то новое, поэтому наши представления о прошлом постоянно меняются.

Многие предметы, которыми пользовались люди в древности, теперь находятся под толстым слоем земли. Чтобы их найти, необходимо провести раскопки. Орудия труда, украшения, оружия, клады, древние захоронения - все эти и другие вещественные источники помогают восстановить жизнь людей в далеком прошлом, о котором часто нет никаких письменных сведений.

Археология – самостоятельная наука. Главное занятие археологов-раскопки, позволяющие извлечь из земли вещественные памятники жизни людей в древности.   Без научных открытий археологов невозможно представить жизнь людей в далеком прошлом. Найденные предметы переходят в собственность музеев и становятся доступными для людей.

Раскопки - очень тяжелая работа. Археологи буквально по крупицам перебирают большие массы земли в поисках памятников прошлого. Иногда для обследования местности используют авиацию. Археологам приходится вести работы в самых разных условиях. Раскапывать могильник, обследовать обжитую в древности   пещеру, работать в местах, где ведется строительство, спускаться на морское дно в       затонувший город или корабль - и это далеко не все, что их может ожидать.                  

Археологи не выбирает места раскопок наугад. Они знают, какие территории могли использовать люди для своих поселений в древности. Подсказки можно найти и в трудах древних писателей. В них могут быть сведения о том, где проходили сражения, строились крепости, располагались не существующие теперь города. Это   помогает археологам определить, где проводить раскопки. Раскопками с целью добычи древностей нередко занимаются люди недобросовестные: коллекционеры,   желающие пополнить личную коллекцию, грабители, продающие найденные предметы для собственного обогащения. В таких случаях бесценные свидетельства прошлого бесследно исчезают для науки. По Российским законам это считается преступлением.

Поиск остатков прошлого - только начало работы, затем археологи приступают к изучению находок. Важнейшая задача – определить, к какому времени   относятся те или иные археологические находки. При исследовании ученые обращают внимание на форму, цвет, возраст предмета, материал, из которого он     изготовлен, и другие характеристики. Анализ предметов и почвы, в которой они находились ,проводят в лаборатории. Там же принимают меры к сохранению находок. Важные сведения можно получить, сравнивая предметы, найденные в одном месте, с подобными им. Необходимо сделать все, чтобы находки стали такими историческими источниками, которые помогают раскрывать тайны прошлого. Например, найденные археологами каменные, бронзовые, железные наконечники стрел позволяют судить и об орудиях охоты, и о местах расселения древних охотников.

На территории Ингушетии очень много памятников археологии, которые требует глубокого изучения. И только путем археологических раскопок мы можем рассказать, как давно предки Ингушей обосновались на Кавказе

В Ингушском Государственном музее краеведения есть зал «Археология». Здесь собраны экспонаты эпохи начале каменного века, эпоха бронзы, раннего и позднего средневековье и до наших дней. Общее количество археологического фонда более – 7000 экспонатов. Здесь находятся каменные орудия труда, каменные топоры, каменные зернотерки, предметы эпохи бронзы и керамика, относящиеся к разным эпохам. Так же золотые, серебряные женские украшения, бусы, предметы быта и военное снаряжение. Предметы археологии поступают в музей, как в ходе археологических находок, так и как случайные находки.

Недавно в наш музей поступил уникальный меч. Меч прямой, железный, длиной 86 см, обоюдоострый, без перекрестия. Конец закруглен. Черен с небольшим наклоном, сужается к концу. Меч уникальный и очень редко встречается на территории Ингушетии и аналогичен византийским мечам. Меч был найден во время работ по строительству дороги в селение Алкун на глубине 1-1,5м. Меч в музей сдал начальник участка Сайнароев Магомет Мухтарович. Теперь этот меч- частичка истории нашего народа, которая может пролить свет на некоторые страницы из истории воинского снаряжения ингушей.

Житель селения Барсуки Умаров Рашид Курейшевич передал в фонды музея уникальный керамический сосуд, предположительно бронзового века, существовавший в конце III- начале II тысячелетия до нашей эры. Этот маленький глиняный сосуд, найденный на частном подворье, во время строительных работ на глубине 1,5-2 метра, дает очень много информации и говорит, что в те далекие времена на территории селения Барсуки жили люди с хорошо развитым гончарным производством и др.

Так же музее представлена копия орла Сулеймана, изготовленная по просьбе Главы РИ Евкурова Юнус – Бека Баматгиреевича. Один из не многих датированных предметов Восточных мастеров, на груди, которого выгравирована надпись, на арабском языке гласящая в переводе: «Во имя Аллаха Всемилостивого, Всемилосердного». Далее выбито имя мастера произведения Сулеймана и дата изготовления предмета – 189 год хиджры, что соответствует 796 – 797 гг. Долгое время орел являлся символом селения Эрзи. В 1933г орел был выкуплен Ингушским краеведческим музеем при научно – исследовательском институте в г. Владикавказ. Когда образовался зал Востока в Эрмитаже, этот орел, как датированный предмет восточных мастеров, был передан 1939г. в фонды Эрмитажа. По сей день бронзовый орел в Эрмитаже числится, как курильница или водолей.

         Также в музее представлены пять барельефных камней древнехристианского ингушского храма Тхаба-Ерды Они были вывезены в 1970 г. в Грузию для тщательного изучения грузинскими специалистами. По инициативе вице- президента фонда Кавказа Гелы Хмаладзе, президентом Фонда Кавказа, величайшим ученым-археологом, кавказоведом, гуманистом и человеком, который на протяжении десятилетий изучает тайны храма Тхаба-Ерды, Гиви Гайозовичем Гамбашидзе была организована благородная акция возвращения ингушскому храму его собственности…

После письменного обращения Г. Гамбашидзе к Главе РИ Ю-Б Евкурову, при активном взаимодействии министерств культуры Грузии и Ингушетии, реликвии храма Тхаба-Ерды в августе 2011г. были возвращены на историческую родину, в Ингушетию.

В музейной витрине мы видим бронзовый шлем. Детальный осмотр предмета позволяет нам говорить о том, что шлем носит следы переделки. В частности, шишак в верхней части шлема явно приделан. Это подтверждает наличие заклепки во внутренней части шлема. Отверстия в боковых частях шлема также говорят о том, что у последнего могло быть забрало. Наш шлем своей переделанной формой напоминает бронзовые шлемы латинского происхождения. В частности, близкие параллели нашему шлему отмечены в составе вещей клада или погребения воина у селения Антиповка, на юге Воронежской области. И.И.Гущина опубликовавшая сведения о шлеме из Антиповки считает, что шлемы подобного типа являются италийского или греко-италийского происхождения и датируются IV-II вв. до н.э. Как видно из вышеизложенного, этот шлем находит ближайшие аналогии в памятниках сарматского времени II в. до н.э. Исходя из этого, наш шлем можно датировать II в. до н.э.

Особый интерес вызывает древнее холодное оружие наших предков, их обмундирование. Предки из поколения в поколение передают нам любовь и уважение к оружию. Здесь представлены сабли и мечи, фрагментированная кольчуга, подаренная музею предпринимателем - Абадиевым Идрисом. Тело горских воинов обычно защищали ,в начале кожаные, а затем более эффективные металлические доспехи: кольчуги и кольчатые панцири, имевшие вид рубашки с прямыми рукавами. Различие между кольчугой и панцирем была в системе изготовления металлических колец и в способе их крепления, а также в количестве колец (в кольчуге их не менее 20 тысяч, а в панцире до 60 тысяч и более) и тем не менее, в общем весе, панцири легче кольчуг. В доспехах кольца имели свое распределение: наиболее массивные из них располагались нагруди и плечах, а менее массивные на подоле, рукавах и воротнике. Распределение колец преследовало определенные цели: во-первых, сделать его более легкими и удобным, во-вторых, наиболее прочным в уязвимых местах. Доспехи эти ценились весьма высоко. Так за приобретение одной кольчуги, в зависимости от ее качества, цена доходила от 10 до 200 быков, в основном носили их знатные состоятельные воины. Маленький железный щит круглыми заклепками ручка из кожи, служил для воина во время боя. Он был легкий, им легко было защищаться и наносить удары.

Оружие составляло основную ценность и богатство горца. Меч Акинак найден во время строительства г.Магаса. Он относится более раннему периоду. Период перехода оружия эпохи бронзы к оружию из железа.

Каждая историческая эпоха во многом выделяется тем, как люди относятся к прошлому. Крепость духа, силу выжить может дать только моральная сила, память в предках, о родной старине.                                                                                        

Хранить наследие, последовательно и целенаправленно, передавать его новым поколениям, воспитывать нравственность, показывать доблесть предков - самое ценное сокровище музея.

Научный сотрудник по археологии

Измайлова Р.А

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood