ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

virtualmuzei2

 ING

Схожие элементы глиняной плиты храма Тхаба-Ерды и национального символа государства Катар.

      плита храма   С каждым днем все отчетливее ингушский народ чувствует, какие невосполнимые утраты повлекли за собой трагические дни 1944 года. Те дни, когда как ластиком, пытались стереть память о целом народе. Народе с богатой и древней культурой. Уничтожались любые сведения , касающиеся истории и культуры ингушского народа, переписывалась история. Но осталась память народа, сохранились башни и святилища, сохранились камни, которые порой начинают говорить больше, чем некоторые письменные источники.

         Исследованием памятников культуры горной Ингушетии в XIX-XX вв. занимались многие ученые, такие как Л.П.Семенов, Е.И. Крупнов, Р.М.Мунчаев, В.Б.Виноградов, Д.Ю.Чахкиев и др.. Особо можно отметить фундаментальный труд ингушского ученого М.Б.Мужехоева «Памятники материальной культуры горной Ингушетии».

Опираясь на труды этих исследователей на накопленный ими материал, сегодня уже можно говорить более или менее объективно о памятниках истории и культуры горной Ингушетии, как пазл собирая воедино разные источники, можно сложить картину, в которой можно узнать древнюю историю   народа Ингушетии.

         Одним из таких памятников является древний храм Тхаба-Ерды.   Храм хорошо известен в научном мире своим богатым и нетрадиционным декором. Аналогов этому храму на Кавказе нет. Впервые более полное исследование этого памятника были произведены интендантом русской армии Штедером в 1781 году, позднее, в 1811 г.геологом Энгельгардтом. В 1851 г. храм обследовал археолог А.Берже, приехавший служить в канцелярии кавказского наместника М.С. Воронцова. В. Ф. Миллер, посетил это храм в 1886 году. Он входил в комиссию Московского археологического общества, которая по заданию Императора проводила мониторинг памятников архитектуры на Кавказе. Серьезных исследований комиссия не планировала и оценки памятников давала по первому впечатлению. Обмеры планов делались, как правило, шагами. В прошлом храм обследовали Чах Ахриев, археологи профессор Л. Семенов и академик     Е.Крупнов, С.С.Шеблыки, затем В.Марковин, Г.Гамбашидзе, М.Мужухоев и другие. История этого памятника по сей день является "открытой книгой", по которой можно изучать архитектуру, орнаменты и надписи.

         Сесть за эту статью заставил материал, обнаруженный на страницах интернета, а в частности статья Магомеда Парчиева "Глиняная плита из храма Тхаба-Ерды."

Сюжет в саблерогими антилопами, поедающими плоды с дерева, можно сказать, имеет аналогию с символикой государства Катар, который в виде сувенира был подарен Главе Республики Ингушетия Ю.Б.Евкурову во время посещения Правительственной делегации в республике Катар и передан в фонды Ингушского государственного музея краеведения им. Т.Мальсагова.IMG 5506

                   В настоящее время барельефная плита из храма утеряна, но многие исследователи в XIX-XX вв., описали её в своих монографиях, посвящённых храму Тхаба- Ерды.

Крупнов Е.И. писал в своих трудах о храме: "В Грозненском музее хранится одна глиняная плитка с рельефным изображением пальмы, двух антилоп под нею и рельефной надписью. В свое время она найдена была в храме Тхаба-Ерды и опубликована Л. П. Семеновым в 1930 г. По мнению проф. Шанидзе, надпись на плите также могла быть сделана не древнее XII века».

         Прочитав приведенную ниже статью, мы можем предположить, что эта плита находилась изначально в фондах Ингушского музея, в гор. Орджоникидзе и скорее всего после объединения двух республик Чечни и Ингушетии в 1934 году   экспонаты из Ингушского музея были переданы в Чечено-Ингушский объединенный музей краеведения.

В газете "Грозненский рабочий", за 1938 год. №268, 21 ноября опубликована статья В.Серых:

"Наиболее выдающимся памятником древнего зодчества в Ингушетии является храм Тхаба-Ерды, датируемый 12 веком. Он сооружен на правом берегу реки Асса, близ селения Хайрах (Хамхинский сельсовет, Галашкинского района)

   Памятник этот свидетельствует о тесных сношениях в прошлом народов Грузии и Ингушетии.

Храм Тхаба-Ерды представляет собой каменное сооружение с неравносторонним прямоугольным основанием, двухскатной кровлей, входом с полукруглым сводом и тремя арками внутри. Стены и карнизы храма обильно украшены плитами с рельефными и вырезанными в стенах изображениями людей и животных. Кроме этого, в стены храма были вделаны плиты с древними грузинскими надписями (две из них хранятся в Ингушском музее, в гор. Орджоникидзе)

   Близ Тхаба-Ерды находится могильник с подземными склепами и развалины древних жилых построек. Раскопки, производившиеся здесь профессором Миллером в 1886 году, носили разведочный характер и не могли иметь большого значения ля изучения истории народов Грузии и Ингушетии. Между тем для изучения истории ингушского народа и его быта этот памятник играл большую роль: с ним связано много местных легенд и народных преданий. Случайные находки в храме и вокруг него представляют большой научный интерес. Сейчас хранятся в ингушском музее пергаментный список грузинского псалтыря XI-XII века, обломок глиняной плитки с рельефным изображением пальмы, и древнегрузинские письмена XII века.

   Ингушский музей в плане своих ближайших работ наметил производство раскопок в храме и близ него, а так же реставрацию самого храма, являющимся уникальным памятником на Северном Кавказе. Храм этот находится в окружении многих других разнообразных памятников местной культуры. Ассинское ущелье изобилует памятниками древности истории гражданской войны. Оно отличается исключительной живописностью природы и может быть широко использовано как место для массовых экскурсий.

   По ходатайству Ингушского музея, музейным отделом Наркомпроса РСФСР   отпущены средства для производства работ по реставрации храма Тхаба-Ерды и раскопок вокруг него".

Эта статья актуальна и сейчас, спустя 80 лет. Храму Тхаба-Ерды требуется реставрация при которой камни, хранящиеся в фондах Ингушского государственного музея краеведения им.Т.Мальсагова, Чеченского национального музея и др . встанут на свои места.

И может, тогда мы узнаем, как сюжет с каменной плиты Храма Тхаба-Ерды стал символом Государства Катар и что нас объединяет.

P.S. Национальный символ Катара – животное - орикс.

О́рикс или сернобы́к (лат. Oryx gazella) — вид саблерогих антилоп, обитающий в Восточной и Южной Африке занесен в Красную книгу. Редкий вымирающий вид антилоп, практически не встречающихся в дикой природе Аравийского полуострова. Белый окрас шкуры защищает их от солнца, своеобразная «система охлаждения» крови расположена у них в районе рогов, длина которых достигает 90 сантиметров. Эти и другие анатомически особенности позволяли этим животным выживать на просторах Аравийской пустыни и вызвали восхищение у катарцев, избравших орикса своим национальным символом.

З.Местоева

научный сотрудник музея ИГМК

им.Т.Мальсагова

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood