ГКУ Ингушский государственный музей
   краеведения им. Т. Мальсагова
     

Логотип Территория Победы

Логотип Музей Победы

virtualmuzei2

 ING

Логотип РВИО

Рыцари неба

Безымянный

 

Победу над гитлеровским фашизмом в 1945 году сегодня по праву называют самым выдающимся событием нынешнего столетия. Это был не только воинский, но поистине всенародный всемирно-исторический подвиг. Удар колоссальной силы пришлось выдержать нашей Родине в начале войны. Однако страна не дрогнула, выстояла и победила.

 

Всем миром добывала страна победу, единым напряжением сил фронта и тыла. Солдатам и офицерам выпала тяжелейшая ратная ноша. Это была подлинно народная война.        Многонациональная страна грудью встала на свою защиту. Это исторический факт, что во время войны каждый советский человек, независимо от национальности, стремился принять участие в защите страны. Воины всех национальностей сражались мужественно и храбро, проявляя отвагу и героизм на любом участке огромного советско-германского фронта. Для всех одинаково дороги были Брест и Одесса, Ленинград и Москва, Сталинград и Севастополь.

         Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, Новороссийска, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, на Северном Кавказе, Днепре, в предгорьях Карпат, при штурме Берлина и в других сражениях.

                 Ингуши так же, как и представители всех народов нашей Родины, сражались на всех фронтах. Многие уходили на фронт добровольно, приписывая себе годы.

         Наверное, самым важным фактором победы советского народа в Великой Отечественной войне стал массовый героизм летчиков. Около 500 советских летчиков применили в воздушном бою таран. Десятки экипажей направили свои горящие самолеты на скопления боевой силы противника.

Мне хотелось бы  написать о некоторых героях – летчиках Великой Отечественной войны, которые навечно вписали свои имена в этот героический список.  Днем и ночью, в любых метеорологических условиях, нередко по несколько раз в сутки наши  летчики поднимались в воздух, решительно и умело  отражали атаки гитлеровцев.

Достойный вклад в защиту неба внесли и летчики из Ингушетии.

         Один из них, Ахриев Рашид-Бек Чахович (1893-1942) - первый летчик из народов Северного Кавказа. С самого начала Великой Отечественной войны состоял в лётном отряде особого назначения. Он бомбил вражеские укрепления, железнодорожные мосты, уничтожал эшелоны с войсками и военной техникой. Выполнял полёты по маршруту Москва-Ленинград, доставляя в блокадный город боеприпасы и продовольствие.

                                                   

Другой наш земляк, Албогачиев Хаматхан Мурцалович,  за один день сбил сразу три вражеских самолета, за что был награжден медалью «За отвагу». Авиационный полк  Албогачиева с боями дошел до Кенигсберга.  Под Кенигсбергом экипаж нашего земляка уничтожил более 50-ти самолетов неприятеля, за что Хаматхан Албогачиев был представлен ко второй медали «За отвагу».  Его жизнь является примером  достойного служения Родине.

Оздоев  Мурат Ахметович  (1922-1999) -  Герой России, младший лейтенант, летчик-истребитель, командир звена 431-го Краснознаменного истребительного авиационного полка 315-ой  Рижской истребительной авиационной дивизии 15-ой воздушной армии 2-го Прибалтийского фронта. Он имеет боевые ордена и медали.  

Костоев Ширвани Устарханович (1923-1949) - Герой России, старший лейтенант, командир звена штурмового авиационного полка. В Курской битве уничтожил 11 танков, в апреле 1945 года в районе Кенигсберга потопил вражеский корабль со 125 фашистскими солдатами и офицерами. За несколько дней до Победы сбил третий вражеский самолет. Имеет боевые ордена и медали.

Гудантов Руслан Борисович (1916-1943) – Герой Советского союза, капитан, заместитель командира 549-го танкового батальона в составе 30-ой гвардейской танковой бригады.

Мальсагов Ахмед Татарханович (1912-1942) – Герой России, майор, лётчик-бомбардировщик, командир звена 5-го ближнебомбардировочного полка 21-ой смешанной авиационной дивизии ВВС Южного фронта. Имеет боевые награды.

Мальсагов Хаваж-Багаудин Абукарович - летчик, сержант, участник битвы на Курской дуге.

 Льянов Мадак (Артаган) Асламбекович - лётчик, капитан. Участник финской войны и Великой Отечественной войны. Сбил в воздушных боях 10 фашистских самолетов.

     

Ужахов Аюп Хасолтович(1910-1988) - летчик-бомбардировщик, летал на самолете У-2, участник Малгобекской битвы.

Эсмурзиев Мовлид Асламбекович (1916-1942) - младший лейтенант авиации, штурман 288-го ближнебомбардировочного авиационного полка 4-ой Воздушной Армии. Участвовал в Малгобекской оборонительной операции. Был награжден орденом Красной Звезды.

Костоев Султан Абасович – подполковник, был участником многих боев на 1-м Украинском фронте. В самых  тяжелых боевых условиях  штурмовал он мотомеханизированные соединения и военные аэродромы противника.  Не раз  сталкивался летчик-истребитель  со смертельной опасностью, но непреклонная воля, напористость в достижении цели и исключительное летное мастерство делали его непобедимым. Находясь в системе ПВО, С. Костоев обеспечивал прикрытие важных военно-экономических объектов.

         Председатель группы военно-воздушных сил секции бывших фронтовиков Советского комитета ветеранов войны генерал-полковник авиации запаса Н.Шиманов пишет:  «В результате изучения материалов архива Советской Армии и личных бесед с однополчанами С.А.Костоева установлено, что подполковник авиации запаса С.А.Костоев все годы Великой Отечественной войны являлся ее участником и с честью выполнял свой воинский долг. Документы Центрального архива Советской Армии свидетельствуют, что командир исстребительной эскадрильи С.А. Костоев в августе-сентябре 1941 года выполнял особое задание и взаимодействовал с наземными войсками, а в последующее время лично водил  летный состав на штурмовки военного аэродрома, мотомехколонны, на сопровождение наших бомбардировщиков и на разведку».   [Карцев].

         За боевые заслуги С.А.Костоев был дважды награжден орденом Красного Знамени, а также орденами Красной Звезды, Александра Невского.

Свою любовь к лётному делу Костоев передал многим своим ученикам, прославившимся в годы Великой Отечественной войны, в их числе и военный  летчик   Великой Отечественной войны, Герой России   А.Т.Мальсагов.

 

Этот список можно перечислять, но мне более подробно  хотелось бы рассказать о своем односельчанине,  летчике  Арчакове Хасултане Керимовиче. 

Лейтенант ВВС Арчаков Хасултан Керимович родился в 1922 году в селе Кантышево Назрановского района ЧИАССР. Окончил семилетнюю школу в городе Орджоникидзе.

Хасултан Керимович в Красной Армии с июня 1941г. В том же году окончил военно-морское авиационное училище им. Сталина (г. Моздок). После окончания училища был призван на фронт. Боевой путь Хасултана Арчакова пролегал от Моздока до Берлина.

         Воевал Хасултан Керимович на Северо-Западном фронте конным разведчиком в 253-ей стрелковой дивизии (Северо-Западный фронт). Затем – на Белорусском фронте старшим летчиком 717-ого Харьковского бомбардировочного авиаполка 242-ой бомбардировочной авиадивизии 6 ВА (Северо-Западный фронт). С 1944 по 1946 гг.- старший летчик 45-ой Гвардии  авиадивизии.

Летом 1944 г. старший летчик Хасултан Керимович Арчаков проходил службу в составе 1-го Белорусского фронта в 45-ом гвардейском бомбардировочном авиаполку 9-ой гвардейской авиадивизии.

Много раз он подвергался смертельной опасности, совершая полеты по вражеским тылам в Белоруссии, в Польше, Германии. Самолет летчика X. Арчакова и штурмана Н. Глазкова совершил 188 боевых вылетов, 350 часов провели они в воздухе, точно сбрасывая смертоносный груз на объекты противника. В июле 1944 года Хасултан Керимович был представлен к ордену Красной Звезды.        

        В наградном листе говорится: «Гвардии младший лейтенант Арчаков... за период пребывания в составе 717 ХБАП с августа 1943 года совершил 63 боевых вылета на бомбардировку живой силы и техники противника. Боевые задания он выполняет в сложных метеоусловиях, проявляя при этом мужество и отвагу…

На Бобруйско-Жлобинском направлении совершил 10 вылетов, на Ковельском направлении совершил 53 вылета. Все боевые вылеты подтверждены командованием. На боевом счету имеет 2 сильных взрыва, 4 очага пожара, подавил огонь 3-х артиллерийских орудий и 2-х миномётов».
         Он обладал высокой техникой пилотирования. В ночь на 17 февраля 1945 года, выполняя боевое задание на самолёте, при бомбардировке окраины Франкфурта вызвал сильный взрыв склада боеприпасов, за что был удостоен правительственной награды «Ордена 3-й степени».
         18 января 1945 года участвовал в наступательной операции 1-го
Белорусского фронта, в прорыве обороны противника на р. Висла, на Франкфурстком направлении, в прорыве обороны немцев на Берлинском направлении и в боях за  Берлин.

В феврале 1945 года Х. Арчаков был награждён Орденом Славы III степени. В наградном листе значится: «За период своей боевой службы показал себя дисциплинированным, исполнительным офицером. В боевой работе проявляет настойчивость и мужество, нанося эффективные удары по противнику». [Архив ИГМК].

В мае 1945 года  Х. Арчаков был представлен к ордену Красного Знамени.

До 1946 года Хасултан находился в рядах Советской Армии, защищая европейские страны. Его бесстрашные вылеты в тыл врага и стальной характер вызывали уважение сослуживцев. Много раз он подвергался смертельной опасности, совершая вылеты во вражеские тылы в Белоруссии, в Польше, Германии.  

15 июня в 1946 году Хасултан Арчаков был уволен в запас.  

«…Трудовую деятельность Арчаков Х.К. начал в 1940 году налоговым инспектором. С июля 1941 г. по июнь 1946 г. находился в рядах Советской Армии. За проявленное мужество и отвагу в боях с немецко-фашистскими захватчиками награжден  двумя орденами Красной  Звезды, орденом Славы          3 степени и тремя медалями. После демобилизации трудился на различных участках в Казахской ССР, заведующим отделом социального обеспечения, управляющим отделением, освобожденным секретарем партийной организации, инструктором райкома  КПСС в Назрановском районе Чечено-Ингушской АССР.  В октябре 1973 года он избран секретарем парткома  совхоза  «40 лет Октября». За время работы показал себя с положительной стороны. Арчакова Х.К. отличает высокая дисциплинированность, партийная принципиальность…», - пишет в характеристике  на Арчакова Хасолта секретарь Назрановского района КПСС  А. Микиев. [Архив ИГМК].

Сын Хасолта Арчакова  Билан вспоминает: «О фронтовых дорогах отца, дошедшего до Берлина в составе Харьковского бомбардировочного полка в звании старшего лейтенанта, участвовавшего во взятии этого фашистского логова, известно всем. А вот об отдельных эпизодах с участием моего отца знают немногие. К примеру, о том, что трижды Герой Советского Союза легендарный летчик ВОВ Покрышкин был ему близким другом, с которым отец часто переписывался, а иногда и созванивался, знают немногие. Что касается писем Покрышкина, все они сохранились в нашем архиве, в том числе и документ, в котором говорится о том, что отец был арестован и ждал суда за то, что во время ночного налета немецких штурмовиков на их авиабазу, возмущенный вероломством и наглостью фашистских летчиков, мой отец, незаметно подняв в ночное небо свой самолет, разогнал немецких штурмовиков, уничтожив при этом два из них. После чего он был сразу же арестован по обвинению в нарушении воинского устава и присяги.
Узнав об этом, его друг, легендарный летчик Покрышкин, в то время дважды Герой Советского Союза, прилетев в авиаполк, где служил мой отец,  при котором находилась так называемая полевая тюрьма, где ждал наказания Хасултан Керимович, сел в камеру, где находился отец, заявив о том, что покинет ее только вместе со своим другом, боевым летчиком Арчаковым, сказав при этом: «Вместо того,  чтобы отметить мужество и героизм летчика, вы его решили наказать. У вас ничего не выйдет». Отец был сразу же освобожден. Именно Покрышкин спас моего отца от наказания за якобы нарушение воинской дисциплины, в чем его обвиняли. Честно говоря, он мало кому рассказывал об этом, кроме тех, которые были для него самыми близкими.  Именно этот эпизод, как стало известно, лег в основу известного фильма «В бой идут одни старики», где внезапный ночной налет фашистских штурмовиков был не только отбит, но и было сбито несколько немецких штурмовиков».  [Архив Б. Арчакова].

Хасултан Арчаков, принимавший активное участие с самого начала и до конца Великой Отечественной войны, не получил ни одного ранения.

За мужество и храбрость, проявленные в боях, Арчаков награжден двумя орденами Красной Звезды и орденом Славы III степени. Имеет множество медалей «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За освобождение Варшавы» и другие.

После окончания войны он занялся мирным трудом. Окончил Горский сельскохозяйственный институт в городе Орджоникидзе по специальности «агроном» и всю свою жизнь проработал в сельском хозяйстве.  Был женат и воспитал прекрасных детей.

За активную трудовую деятельность награжден медалями «Знак Почета» и «За трудовую доблесть».

 Умер Хасултан Керимович Арчаков в 1992 году от инфаркта.

Хоть война и осталась где-то в мае далёкого 1945-го, однако целые поколения нашей страны воспитывались на примере подвигов лётчиков-асов Великой Отечественной войны. Их имена звучали из уст миллионов, ими восхищались, им подражали многие мальчишки, они вызывали  уважение  и восхищение.

Военные лётчики - это не просто асы своего дела, но и настоящие воздушные рыцари.

Библиография:

1.     Карцев Я. Рассказы о подвигах. // Газета «Грозненский рабочий,  15.08.1967г.         

2.     Из архивного фонда ИГМК им.Т.Х. Мальсагова.

3.     Личный архив  Билана  Арчакова.

                                                                

Олигова З. И.

Ученый секретарь

Ингушского Государственного

музея краеведения им. Т. Мальсагова

4321билет

  

   

1111111111

 

 

120x180 150 dpi 1 1

 

120x180cm 150dpi 2

 

dolgi cityformat 120x180 150dpi

rabotarossialogo2

култмарБаннер12

гРАНТЫ КУЛЬТУРЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫf22

 

Яндекс.Метрика

 

 

 

 

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Адрес: г. Назрань, ул. Осканова, д. 29

Телефон: 8 (8732) 22-62-56 Email. maill

 Музей открыт: с 9.00  до 18.00

 

 

 

 

BurlyWood